UA / RU
Поддержать ZN.ua

Капля дерегуляции в океане квазиреформ

К сожалению, практика показывает, что наилучшим для внедрения реформ является как раз комплексный, а не точечный подход. Кроме того, не могут не удручать и темпы внедрения изменений. Кто сейчас возьмется что-то планировать даже на год, не говоря уже о пяти годах? Однако есть и позитивы в дерегуляционных начинаниях.

Автор: Роман Ивченко

Проведя кощунственную по своему содержанию налоговую реформу, правительство вновь заговорило о дерегуляции. Премьер не без гордости отметил, что предлагаемые изменения позволят дополнительно получить 10–15 млрд грн, снизить себестоимость продукции, повысить ее конкурентоспособность, создать новые рабочие места, привлечь инвестиции в кризисную Украину и повысить ее позицию в рейтинге Всемирного банка Doing Business. Правда, ожидаются все эти блага не ранее 2020 г., что лишь добавляет популизма всему вышесказанному. Ужесточив реальные условия работы бизнеса, власти предлагают только номинальные улучшения, не способные кардинально повлиять на нынешнее положение вещей.

Первой ласточкой стало постановление №42 с пространным названием "Некоторые вопросы дерегуляции хозяйственной деятельности". В действительности это лишь очередная попытка расшатать бюрократическую систему и провести регуляторную реформу. На этот раз готовила документ общественная инициатива EasyBusiness, работающая на волонтерских началах. А это откровенно настораживает даже при желании верить в благие намерения. Так или иначе, впервые EasyBusiness представил тогда еще министр Шеремета летом 2014 г. Эксперты инициативы, представляя свой проект СМИ, сообщили, что собирают информацию от бизнеса о том, какие нормы мешают им работать, и планируют вплотную заняться отменой обозначенных барьеров. Результат изысканий - постановление №42 - был готов к октябрю, но ситуация изменилась, министр-покровитель ушел в отставку, а его бывшие коллеги восприняли идеи без ожидаемого ажиотажа.

"При предыдущем составе Кабинета министров, когда проходили первые согласования ныне уже принятого постановления, сопротивление со стороны некоторых органов центральной власти было весьма ощутимым. Начальная версия постановления согласовывалась на двух правительственных комитетах, почти дюжину раз планировалась к вынесению и трижды выносилась на заседание Кабмина, где блокировалась отдельными министерствами, - объяснил ZN.UA ситуацию Николай Гайдай, участник ОО EasyBusiness. - Со сменой состава Кабмина сопротивления стало заметно меньше. Теперь на первый план вышла забюрократизированность согласовательных процедур". В связи с назначением нового состава правительства все процедуры пришлось проходить заново. На это ушло почти два месяца.

Чем принципиально отличались старое и новое правительства Яценюка? В первом не было Наталии Яресько, с которой один из основателей EasyBusiness Даниил Пасько вместе работал в Horizon Capital. Было ли это решающим аргументом, не понятно, но, так или иначе, постановление получило путевку в жизнь, внося ряд изменений в несколько нормативно-правовых актов. В частности, предусматривалось сокращение сроков выдачи фитосанитарного и карантинного сертификатов; сокращение перечня объектов карантинного регулирования для внутренних перевозок; упрощение порядка проведения госиспытаний, регистрации и перерегистрации пестицидов и агрохимикатов; упрощение порядка выдачи разрешений на применение труда иностранцев и лиц без гражданства; исключение мониторинга и научного сопровождения из обязательных условий получения специального разрешения на пользование недрами; отмена порядка государственной регистрации пищевых продуктов диетического потребления.

Любители пиара от правительства тут же начали хвастаться ожидаемым экономическим эффектом. Спору нет, 10–15 млрд грн - тоже результат, вот только в августе назывались несколько иные цифры - и 160, и даже 300 млрд. Да и цели были масштабнее. Тогда речь шла о глобальных изменениях: упразднении порядка ста лицензий, упрощении администрирования налогов, создании единого окна на таможне, сокращении контролирующих органов наполовину и уменьшении их контролирующих функций на 40%. Причем самой коррумпированной отраслью эксперты организации называли строительство, отмечая, что дерегуляция в этом секторе позволит сократить коррупционные потоки на 21 млрд грн в год.

Сейчас об этом не вспоминают. В принятом документе поддержка оказывается и без того не бедным агрохолдингам, IT-шникам и нефтяникам. Сразу хочется вернуться к вопросу об волонтерских началах работы, бесплатном сыре и т.п. Но это версия для любителей теории заговора. В реальности все могло быть куда банальнее - реформаторы столкнулись с бюрократическими трудностями и решили заручиться поддержкой лобби, дабы облегчить себе жизнь. В результате поддержали тех, кто и без этого неплохо справляется. Если такая практика продолжится, на регуляторной реформе можно будет поставить крест, так как каждый будет выжимать для себя лучшее в ущерб другим игрокам рынка.

Да и само постановление вызывает вопросы и говорит об определенной бюрократической неискушенности его авторов. Например, срок выдачи карантинного сертификата вполне конкретно прописан в Законе "О карантине растений", естественно, ни одно постановление правительства не в состоянии изменить норму закона. Те есть норма записана, распиарена, но работать не будет. Что примечательно, в планах на ближайшее будущее у инициативной группы EasyBusiness разработка и продвижение разнообразных законопроектов, но закона о карантине растений среди них нет.

Равнозначным по бесполезности является и упрощение порядка выдачи разрешений на применение труда иностранцев. По мнению авторов постановления, это должно помочь развитию IT-сектора. Украина действительно среди мировых лидеров по количеству и качеству ІТ-специалистов. Потенциально ІТ-отрасль может вытеснить в структуре формирования государственного бюджета металлургию, но фактически на ее долю приходится менее 5% экономики. И проблема не в том, что нам не хватает иностранных специалистов, проблема в том, что украинский рынок ІТ работает преимущественно на аутсорсинг, производя лишь части финального продукта и получая заработную плату непосредственно от глобальных компаний. Поэтому решение вопросов трудоустройства изменить эту ситуацию не в состоянии.

По словам Николая Гайдая, выбор отраслей, которым в первую очередь хотели оказать поддержку, был продиктован вполне конкретными критериями. Отрасли отбирались, исходя из анализа их доли в структуре ВВП, количества рабочих мест, динамики роста производства и экспорта за последние пять лет. "Мы поставили перед собой задачу вычленить из массы дерегуляционных инициатив те, реализация которых позволит в разумные сроки добиться максимального экономического эффекта, - объяснил ZN.UA эксперт. - В результате мы пришли к выводу, что регуляторные изменения именно в этих отраслях позволят достаточно быстро продемонстрировать украинскому обществу действенность дерегуляции как способа освобождения бизнеса от неоправданных барьеров, от необходимости "тесного общения" с чиновниками и массы прочих неудобств и неоправданных расходов".

Согласны с выбором и в Европейской бизнес-ассоциации (ЕБА), хотя их оптимизм более сдержан. "К этим изменениям нельзя относиться, как к панацее. Это, скорее, первый шаг на пути к большой цели. Впереди еще целый ряд проблемных законов и кодексов, которые требуют более трудоемких изменений, больше времени и усилий", - говорит глава ЕБА Анна Деревянко.

Еще более сдержанно относятся к документу юристы. "Я бы не спешил утверждать, что грядущая так называемая дерегуляция экономики принесет ожидаемый результат в обозримом будущем, во всяком случае, в полной мере. Украинский чиновник не привык жить на одну зарплату. Да и не весь бизнес привык работать в соответствии с законом. Поэтому пока не произойдет дерегуляция общественного правосознания, никакие реформы, изложенные на бумаге, не будут иметь должного эффекта: все равно найдутся те, кому нужно будет получить разрешение быстрее и проще", - рассказал ZN.UA Андрей Левковец, адвокат Legal Advisor.

На 42-м постановлении работа не закончилась, на днях парламент принял законопроект №1580, также разработанный командой EasyBusiness и предполагающий дерегуляцию. Как и постановление №42, закон предполагает половинчатые меры и, по большому счету, упрощает там, где можно было бы обойтись и без упрощений. На коне все те же аграрии, IT-шники и нефтяники - львиная доля изменений касается работы именно в этих отраслях, им и условия работы облегчают, и затраты уменьшают. Кроме этого, упразднены еще 16 свидетельств и сертификатов (такое ощущение, что упразднять их в Украине можно до бесконечности), введен запрет на изъятие серверов (мера спорная во всех отношениях), а срок регистрации компании сокращен до двух дней. Последнее вообще выглядит комично, ведь любой предприниматель знает, что проблемы возникают как раз с закрытием, а не с открытием бизнеса. И если желающих, но не способных закрыться толпы, то тех, кому очень нужна фирма за два дня, с каждым днем все меньше.

То есть работа вроде бы идет, но какая-то косметическая, не меняющая сути. При этом без стеснения говорится и о сохранении госресурсов, и о повышении места в рейтинге Doing Business. Но для эффективного сохранения государственных финансов нужны более радикальные изменения, а место в рейтинге в принципе не может быть самоцелью проведения реформ. У Азарова была специальная программа по повышению позиций Украины в Doing Business, и работала она отлично, но улучшались ли реально и ощутимо условия работы предпринимателей?

Скепсиса добавляет и тот факт, что незадолго до рождения инициатив EasyBusiness, в апреле прошлого года, Кабмин уже отменял 113 разрешительных документов и процедур, регулирующих деятельность бизнеса - от сельского хозяйства до производства химикатов. Решение было с восторгом встречено бизнесом и, по всем прогнозам, должно было ослабить давление государства на предпринимателей, снизить уровень коррупции и помочь отечественным производителям. Глядя на нынешнюю ситуацию в экономике, можно смело говорить, что эффект от апрельских решений был явно переоценен.

Именно поэтому нынешние дерегуляционные инициативы, предпринятые после откровенно провальной налоговой реформы, были восприняты, мягко говоря, скептически. Хочется отметить еще один нюанс. Будем реалистами: если у группы возникли проблемы при внедрении постановления, и пришлось ждать прихода "своих" людей в правительство, довести реформу до конца в условиях хронической политической нестабильности будет крайне сложно.

Но есть и положительные моменты. Одним из них эксперты считают отмену обязательного мониторинга и научного сопровождения при получении спецразрешений на пользование недрами. Фактически процедура, к слову, платная, дублировала работу контролирующих органов. "Это безоговорочный плюс, так как затраты на проведение мониторинга были существенными, до 3 млн. В нынешних условиях, при хроническом недостатке капиталов, компании смогут использовать эти средства с большей выгодой для бизнеса, - объяснила ZN.UA Ксения Ляпина, глава Госпредпринимательства. - Мы все понимаем, что у нас любое получение какого-либо разрешения сопряжено со злоупотреблениями и чревато дополнительными расходами. Их сокращение - уже большой плюс для бизнеса".

Представляется весьма интересным и подход к реализации идеи. Основным новшеством является кардинально иной взгляд на доказательство необходимости какой-либо регулятивной нормы. Если органы власти не смогут доказать обязательность предлагаемых новшеств, те будут отсекаться еще на уровне проектов. Такой принцип носит поэтическое название "гильотина". И на завершающем этапе предполагает контроль за тем, чтобы нормы, "отсеченные гильотиной", обратно в законодательство не вернулись. Эксперты в один голос отмечают важность такой политики, поскольку это один из шагов государства навстречу людям, который в долгосрочной перспективе должен привести к возрастанию уровня доверия со стороны бизнеса.

Но, возвращаясь к реалиям, становится понятно, что пока регуляторная реформа не тянет даже на ложку меда в бочке дегтя. Впрочем, есть надежда, что на достигнутом авторы реформы не остановятся. По словам главы ЕБА Анны Деревянко, в настоящее время Минэкономики рассматривает ряд инициатив, среди которых, например, ликвидация ГП "Укрэкоресурсы", что поможет избавиться от еще одной крупной коррупционной схемы. Суть ее заключается в том, что все импортеры товаров в таре и упаковке платят за их утилизацию (около 30 млн грн ежемесячно), но де-факто система обращения с отходами не работает, а деньги уходят в неизвестном направлении.

"Эта проблема давно известна всем, осталось только сделать усилие и "переломить" бюрократию и сопротивление отдельных структур. Для этого необходима лишь политическая воля, - рассказала ZN.UA Анна Деревянко. - По нашему мнению, лучший способ, который можно применить сейчас, - это точечное "очищение" бюрократической системы, конкретные шаги и улучшения. Нельзя затягивать процесс принятия решений на годы. Совместными усилиями Европейской бизнес-ассоциации, Минэкономики, бизнеса и Easy Business был разработан конкретный план действий по пяти сферам. Мы надеемся, что грамотная координация и менеджмент помогут осуществить данный набор инициатив".

К сожалению, практика показывает, что наилучшим для внедрения реформ является как раз комплексный, а не точечный подход. Кроме того, не могут не удручать и темпы внедрения изменений. Кто сейчас возьмется что-то планировать даже на год, не говоря уже о пяти годах? Однако есть и позитивы в дерегуляционных начинаниях. Во-первых, в кои-то веки правительство осуществляет какие-либо изменения не единолично, а в связке с представителями бизнес-среды и общественными деятелями. Во-вторых, принципы, заложенные в реформу, разительно отличаются от тех, которыми ранее руководствовались власти, и выводят взаимоотношения предпринимателей и властей на принципиально новый уровень, предлагая им сотрудничать на равных.

Главное, чтобы все предложенные инициативы не остановились на полпути и не трансформировались в протекционизм одних отраслей перед другими. В таком случае о регуляторных изменениях можно будет забыть, и Украина опять погрязнет в болоте зарегулированности и коррупции.