UA / RU
Поддержать ZN.ua

Как бизнес может помочь вузам безопасно учить студентов во время войны?

Опыт харьковских ІТ-шников

Автор: Марина Косенко

Харьков — город науки и студентов, и надеюсь, он таким и останется.

Благодаря его научно-техническому потенциалу он укреплял, создавал и поддерживал свои оборонные комплексы, копил ресурсы, что позволило удержать город от захватчиков в первые дни полномасштабного вторжения.

Сейчас большинство его студентов и ученых разъехались по всей стране. Кто работает, кто учится, кто волонтерит, но все они в душе остаются харьковчанами, мечтающими вернуться в родные районы, офисы и университеты. И пока военные с честью выполняют свои задачи, в тылу всем стоит задуматься, чем можно помочь стране устоять перед лицом разрухи. Образование и обеспечение полноценного учебного процесса — одно из первых, на чем стоит делать акцент, несмотря на всю сложность ситуации.

Ведь кому-то нужно будет поддерживать и отстраивать страну, к тому же плохо образованное население порой представляет опасность и даже угрозу самому существованию государства.

Getty Images

Но как это сделать, чтобы одновременно обеспечить и качество обучения, и безопасность студентов и преподавателей? Харьков подвергается интенсивным обстрелам, корпуса и лаборатории некоторых университетов разрушены или повреждены. Но это не значит, что все безнадежно. Наоборот, это означает, что пришло время поиска новых решений и новых возможностей. Не только для университетов, но и для рынка труда, которому нужны хорошие специалисты. Так почему бы им не помочь друг другу? И вот тут пора вспомнить об уже известном нам дуальном образовании, то есть образовании на рабочем месте.

Читайте также: Харьков не сдался, и его университет — тоже

О нем немало написано и сказано еще до войны, но многие нововведения буксовали из-за чрезмерной регламентированности учебного процесса со стороны Министерства образования и прочих чиновников. Настал момент позволить университетам действовать автономно и обучать студентов так, как они считают нужным. А частному бизнесу — стать реальным партнером университетов.

Как организовать учебу в дуальном образовании? В идеале стоит отказаться от академических групп, прояить больше гибкости в выборе дисциплин и преподавателей, словом, дать возможность студентам быть хозяевами своего времени. Для самых юных — а поступают у нас в 16–17 лет — стоит усилить роль ментора, который сможет вовремя направить и скорректировать процесс обучения, вместо того чтобы оставить студента в одиночестве перед монитором. Словом, механизмов и возможностей масса, просто стоит дать университетам больше свободы действий.

А пока частичной гибкости в этом можно достичь на уровне отдельных факультетов в результате точечного сотрудничества отдельной компании и декана или директора института.

В частности, такую программу дуального обучения запускают одна из крупнейших IT-компаний страны (участник Kharkiv IT Cluster) и факультет Харьковского политеха.

IT направления в бизнесе традиционно оказались самыми гибкими в нынешних условиях. Отсутствие привязки к местности, зарубежные заказы и возможность делать все проекты удаленно позволили сохранить прежний темп работы. По данным индустрии, компании сохранили 90% довоенных темпов работы и продолжают их наращивать.

Следом подтягиваются и IT кафедры университетов, которые уже думают о предстоящем учебном годе. Сразу замечу: хочется верить, что технические направления также впоследствии наверстают прежние темпы. Но сейчас стоит делать акцент на специальностях, которые можно качественно освоить дистанционно, без привязки к дорогостоящему оборудованию, а также к тем, что дают максимальный экономический эффект в текущих реалиях.

Схема уже известна: в течение первых двух лет студенты изучают фундаментальные дисциплины, а потом частью их учебного процесса становится работа над реальными проектами в компании под руководством ментора, с зачетами и экзаменами по этой практической составляющей. Отличительная особенность в том, что разработана четкая программа обучения с понятными ролями в ней.

Компания выделяет ресурс для обучения — это и специалисты, и тренировочные проекты, университет отвечает за качество фундаментальных дисциплин и академическую составляющую.

На первых порах студентов ожидают точечные встречи с экспертами индустрии, понимание цикла разработки, основы программирования. Затем студенты изучают языки программирования, параллельно работая над soft skills, и, наконец, с 3-го курса становятся участниками проектной команды, а результаты работы влияют на аттестацию по дисциплинам.

В итоге вместе с дипломом бакалавра они получат опыт работы на проекте, и понимание процесса разработки программного обеспечения — от требований до реализации и тестирования.

Как результат выпускники получат полноценное высшее образование и опыт работы, а спустя два года уже будут работать над проектами.

К сожалению, в IT уже распространена ситуация, когда после 3-го курса студенты уже ищут работу или стажировку. Без опыта на проекте это весьма сложно, и определенное время уходит на стажировку, при этом графики зачастую не совмещаются с расписанием занятий. Кто удачливее — проходит отбор и идет в проект на полный день в ущерб учебе, а потом, достигнув стеклянного потолка в развитии, вынужден наверстывать упущенное в студенческие годы. При этом догнать получается далеко не у всех.

Дуальное же обучение предполагает полноценную синергию учебы и работы, когда и учебное заведение, и работодатель несут ответственность за качество обучения студента, а в глобальном масштабе это дает лучше подготовленных выпускников, способных решать более сложные задачи и такой специалист стоит на рынке гораздо дороже. А это уже как раз тот капитал, за счет которого потенциально будет отстраиваться экономика нашей страны.

Чем больше таких проектов, тем лучше для страны. Так, при самом позитивном раскладе IT-индустрия, несмотря ни на что, получит новые темпы развития и усилит веру запада в интеллектуальный потенциал нашей страны.

А перспектива получить хорошее образование будет сдерживать нашу молодежь от необходимости выезжать за границу и искать лучшей жизни там. Хорошее можно выстроить и здесь, вопреки всему.

Больше статей Марины Косенко читайте по ссылке.