Вторжение России в Украину имело тяжелые последствия, вызвав гуманитарный кризис и резкие потрясения в повседневной жизни. Экономические последствия распространяются по всему миру, в том числе через санкции и нарушение физических цепочек поставок. Как мы видим по статистическим данным, Украина трезво оценивает текущий мировой кризис и готова к ухудшению экономических условий. По данным опроса, проведенного НБУ среди 423 предприятий в октябре, и строительный сектор, и промышленный, и торговля с услугами — все ожидают снижения бизнес-активности, сокращения персонала, падения покупательной способности, инфляционного давления.
Обратим внимание на негативные оценки, чтобы трезво оценить наше будущее. Так, в сфере услуг 66% респондентов ожидают, что закупочные цены от поставщика будут расти. В строительном секторе 74% ждут этого повышения и 42% — увеличения стоимости услуг подрядчиков. Среди промышленных предприятий 68% ответили, что ожидают повышения цен на сырье и материалы, а также 31% из них — что запасы сырья и материалов будут сокращаться.
Несмотря на чрезвычайно высокую учетную ставку, а следовательно, очень дорогие деньги в экономике, бизнес не ждет, что НБУ сможет что-то сделать с текущей инфляцией в 26,6%. Причина в том, что нынешний рост цен связан не столько с перегревом экономики, сколько с производственным кризисом: потерей материальных ресурсов, дефицитом кадров, проблемами с логистикой, изменениями в обычном спросе, сужением каналов поставки импортных составляющих. К сожалению, повлиять на эти факторы учетная ставка не может, и это хорошо понимают в реальном секторе, ожидая дальнейшего повышения цен.
Среди оптимистичных оценок отметим, например, что у промышленных предприятий 26% считают, что снизится объем незавершенного производства, и 78% — что общее количество работников не изменится. В строительном секторе оптимистичные оценки по поводу количества сотрудников у 74% респондентов и 63% считают, что цены на продукцию и услуги собственного производства не увеличатся.
Среди торговых предприятий 67% считают, что маржа не изменится, а 29% — что маржа снизится. Это демонстрирует готовность хотя бы части предприятий работать с минимальным уровнем прибыли, но поддерживать как спрос населения, так и личную экономическую активность и налоговые отчисления в государственную казну.
В сфере услуг 76% не планируют повышать стоимость своей работы и 76% не ожидают изменений в общем количестве сотрудников. Такая тенденция в том числе свидетельствует о завершении волны оттока работников и готовности работать, входя в положение всей страны, а не только принимая во внимание личные меркантильные побуждения.
Общий индекс деловой активности, как ожидают все предприятия, плавно будет опускаться в диапазон 40 при том, что критическая отметка находится на уровне 50. В период войны, отметим, это замечательные показатели, которые демонстрируют стойкость населения, стойкость предпринимателей и нацеленность продержаться даже тогда, когда разрушается инфраструктура, когда есть человеческие потери и нет понимания перспектив экономического характера.
Текущие негативные прогнозы с высокой вероятностью действительно улучшатся в будущем, поскольку уже сейчас открытость европейской экономики к украинскому экспорту творит чудеса — более трети малых и средних производителей начали выходить на внешние рынки со своей продукцией. Понятно, что их потенциал сейчас весьма ограничен, прежде всего логистически, но сам факт налаживания этих экономических связей и расширения перечня украинских товаров на внешних рынках — важные шаги для экономического укрепления. Много лет мы были лишь крупным экспортером сельскохозяйственной продукции, которая имеет решающее значение для компаний, производящих пищевые продукты и напитки по всему миру. Теперь у нас есть шанс заявить о себе как о производителе не только сырья, но и готовых продуктов.
Однако витать в облаках не стоит, негативный тренд в ожиданиях, очевидно, с нами надолго, и в течение следующего 2023-го вряд ли мы станем свидетелями экономического чуда и стремительных взлетов. Собственно, поэтому сейчас для власти чрезвычайно важно осознать необходимость сохранения того, что есть у нашей экономики, ее поддержки, пусть косвенной, но очень нужной. Что же мы видим вместо этого? Контрабанда не остановилась ни на минуту, и наш производитель должен конкурировать в определенно неконкурентной среде с «черными» и «серыми» импортерами. Массовое блокирование налоговых накладных из-за фактически ручного вмешательства в систему администрирования до сих пор никто не признал ошибкой, а бизнес остался с этой проблемой один на один. Хронические и обычно некачественные изменения в налоговое законодательство, несогласование норм и положений, поправки, меняющие поправки, — это все продолжается с марта, лишний раз усложняя жизнь реальному сектору прямо сейчас. Решение хотя бы этих трех проблем стало бы не худшим стимулом для поддержки реального сектора, чем льготные кредиты или «сады победы».
Больше статей Максима Орыщака читайте по ссылке.