UA / RU
Поддержать ZN.ua

Земля на грани истощения

Защитить земельные ресурсы Украины от деградации надо до старта земельной реформы.

Автор: Андрей Малеваный

Земля — самый ценный ресурс Украины, который мы теряем. В погоне за прибылями мы выдавливаем из нее максимум и не думаем о том, что будет завтра. Между тем, как и чистый воздух и пригодная к употреблению вода, земля тоже может деградировать. В этом случае знаменитые украинские черноземы станут историей, а с амбициями аграрной сверхдержавы придется распрощаться. Уже сегодня мировые эксперты оценивают уровень деградации украинских почв в 20–40%...

Сегодня распаханность наших сельскохозяйственных земель одна из самых высоких в Европе — почти 80%. Распахивают не только поля, но и берега рек, поймы, холмы. Это нарушает структуру почв и приводит к эрозии (этому процессу подвергнуто уже до 60% сельскохозяйственных угодий).

Из-за неправильного хозяйствования 6,5 млн га земель вообще стали непригодными для сельского хозяйства. Содержание гумуса — ключевого показателя плодородия — за последние сто лет уменьшилось на 20%, и процесс продолжается. Все это не только снижает урожаи и наносит убытки аграриям, но и ставит под вопрос будущее государства, чье сельское хозяйство является сейчас локомотивом экономики.

Есть конкретные причины такого состояния дел, и они состоят в способе ведения сельского хозяйства. В частности, в недостаточном внесении минеральных удобрений, что создает дисбаланс питания земли, а также в большом дефиците органических удобрений из-за упадка животноводства.

За время независимости площади, засеянные такими техническими культурами, как подсолнечник, кукуруза и рапс, увеличились в 2,5 раза. Они истощают землю, извлекая из нее питательные вещества — азот, фосфор, калий. При этом аграрии часто нарушают принцип севооборота и не дают земле восстановиться.

Чрезмерное применение тяжелой техники для сельскохозяйственных работ приводит к эрозии, уплотнению почвы, а отработанные газы и смазочные масла дополнительно ее загрязняют. Даже один большой трактор без каких-либо пылевых бурь может за год снести миллиарды тонн плодородного слоя почвы.

Химические удобрения и пестициды — еще один фактор деградации земельных ресурсов. Они подавляют их биологическую активность, препятствуют естественному восстановлению плодородия, уничтожают полезные микроорганизмы.

Создание рынка земли является мощным вызовом для системы экологического контроля. Сам по себе он не устранит все нарушения при эксплуатации сельскохозяйственных земель, которые сегодня массово фиксируются. Надежды некоторых оптимистов на «невидимую руку рынка» очень преувеличены. Уже сейчас нужно готовить нормативно-правовую базу к новым реалиям земельных отношений.

На сегодняшний день Административный и Уголовный кодексы предусматривают наказание за загрязнение или порчу земель в виде штрафов на сумму 340–1700 грн и 17–68 тыс. грн соответственно, что для аграрных хозяйств отнюдь не является сдерживающим фактором.

Надеюсь, что в скором времени их существенно повысят после окончательного принятия Верховной Радой законопроекта №2207-1д «Об управлении отходами». Тогда в случае административной ответственности за загрязнение земли предпринимателям придется уплатить 8,5 тыс. грн.

Однако этого мало. Надо менять методику подсчета убытков, нанесенных нарушителями, потому что действующие расчеты были проведены еще в 1997 году и не отвечают современным реалиям. Соответствующий проект приказа Министерства окружающей природной среды был разработан в Государственной экологической инспекции (ГЭИ) и предусматривает увеличение размера компенсации, приведение положений методики в соответствие с действующим законодательством и расширение круга субъектов, отвечающих за загрязнение.

Важно, чтобы Верховная Рада приняла законопроект №3091 «О государственном экологическом контроле». Он, в частности, наделяет ГЭИ правом контроля над консервацией деградировавших и малопродуктивных земель, проведением мероприятий по предотвращению загрязнения земель химическими и радиоактивными веществами, отходами, сточными водами, соблюдением экологических нормативов по вопросам использования и охраны земель.

Для эффективного выполнения этих функций необходимо изменить Уголовный кодекс, чтобы нарушители несли ответственность за препятствование инспекторам в выполнении своих полномочий.

Материально-техническую базу ГЭИ надо как можно быстрее модернизировать. Прежде всего это касается лабораторных мощностей, оборудованных еще в 70–80-х годах прошлого века. Именно на основе их данных можно будет строить объективные заключения о степени загрязнения и порчи земли.

Большие надежды мы возлагаем на цифровизацию, что ускорит работу экоинспектора, сделает ее более эффективной и минимизирует влияние человеческого фактора. И, конечно, будем бороться за повышение заработной платы инспекционного состава ГЭИ, потому что для задач, которые перед нами ставит государство, нужны честные профессиональные и мотивированные работники.

Надеюсь, что к тому времени, когда заработает земельная реформа, в системе экологического контроля произойдут позитивные изменения, которые позволят Госэкоинспекции защитить земельные ресурсы Украины от безжалостной эксплуатации и истощения.