UA / RU
Поддержать ZN.ua

Сможет ли Украина стать мировым аграрным лидером?

Правительственная политика ориентируется на поддержку крупнотоварного производства, а меры по социальному развитию села носят выборочный характер.

Автор: Елена Бородина

Основное противоречие современного этапа развития украинского аграрного сектора заключается в том, что на фоне модернизации сельскохозяйственного производства, его интенсификации и наращения экспортного потенциала разрушается традиционный сельский уклад, приходят в упадок сельские общины, а село превращается в зону сплошной бедности и социального неблагополучия.

После двадцати лет аграрных трансформаций - реструктуризации колхозов и совхозов, приватизации их земли и имущества, развала целостных имущественных комплексов и значительного спада производства - сегодня наблюдается «реиндустриализация» сельского хозяйства. Она происходит на основе массового вторжения в аграрный сектор крупных и сверхкрупных собственников, в основном несельскохозяйственного происхождения, и формирования вертикально интегрированных корпоративных структур, которые принято называть агрохолдингами. Масштабы процессов концентрации слишком быстро увеличиваются, что сопровождается наращиванием производства и экспорта сельскохозяйственной продукции, а владельцы аграрных бизнесов оказываются в рейтингах самых богатых украинцев. Процессы сверхконцентрации земли (аккумулирование 100-200 тыс. га) переходят в мегаконцентрацию - поглощение агрохолдингов себе подобными, когда земельный банк увеличивается до гигантских размеров (см. ­встав­ки 1, 2).­

Рост в аграрном секторе экономики, происходящий благодаря процессам концентрации земли, интенсификации сельскохозяйственного производства и наращивания его экспортного потенциала, трактуют как безусловно положительные тенденции, которые обеспечат Украине место лидера в мировом агропродовольственном пространстве. Однако при этом игнорируются противоречия достигнутых результатов: наращивание производства только отдельных видов продукции, в частности экспортоориентированных и землеистощающих; увеличение объемов прежде всего сырьевой части агропродовольственного экспорта; усиление диспаритета в доходах в результате роста поступлений от экспорта; повышения заработной платы и производительности труда на сельскохозяйственных предприятиях является прямым следствием сокращения занятости сельского населения в формальном секторе экономики и перетока трудоспособного крестьянства в неформальный сектор экономики, в примитивное производство для собственного потребления (после передачи земельного пая в аренду агрохолдингам). Монопольное положение арендаторов на селе и информационная и социальная изоляция крестьян обусловливают низкую арендную плату. Удельный вес индивидуальных доходов от арендной платы сокращается. Если в 2002-2003 годах арендная плата за земельный пай в 2,5 раза превышала размер среднемесячной заработной платы в сельском хозяйстве, то за 2009-2010 годы она составляла лишь 83% от ее среднемесячного уровня.

Важнейшей задачей в наращении аграрного потенциала страны для выведения ее в аграрные лидеры правительство считает внед­рение полноценного рынка земель сельскохозяйственного назначения. Как известно, сейчас в Украине действует мораторий на куплю-продажу земель сельскохозяйственного назначения, который будет отменен в случае принятия законов о государственном земельном кадастре и о рынке земли. Закон «О государственном земельном кадастре» (№3613-VI) уже подписан президентом, законопроект о рынке земель Верховная Рада планирует рассматривать в сентябре. Однако в основе и стремления ускорить отмену моратория, и его отсрочки лежит борьба за реализацию экономических интересов политичес­ких элит, представители которых стали сегодня мощными игроками как на агропромышленных рынках, так и при определении приоритетов государственной аграрной политики Украины. В этой борьбе мотивация к решению фундаментальных проблем аграрного землепользования, реализации интересов государства, общества, крестьянства является производной от основной задачи. Таким образом, на сегодняшний день снятие моратория или дальнейшая его пролонгация не имеют существенного значения. Процесс «захвата земель», подобный аргентинскому или бразильскому, - неизбежен. В обоих случаях произойдет переход контроля над основными массивами сельскохозяйственных угодий к крупному отечественному и, вероятно, иностранному капиталу. Поэтому правомерно прогнозировать, что в перспективе продолжится деградация сельских общин, жизненной среды и земельно-ресурсной базы развития отечественной экономики, прежде всего ее аграрного сектора.

И главная проблема тут не только «в холдингах». Более опасно то, что на государственном уровне господствует традиционное узкоотраслевое восприятие сельского хозяйства как отрасли экономики, производящей сельскохозяйственную продукцию. Нет понимания того, что это - целостная социоэкономическая система, включающая: производство безопасного продовольствия; рекреационную деятельность; сохранение природы и развитие ландшафтов; охрану традиционной украинской самобытности и сельского этноса. Только концепция сельского развития, рассматриваемого в таком широком контексте, может в перспективе обеспечить Украине геополитическое положение в мировой агропромышленной системе.

До сих пор правительство не осознает реальность угрозы и хочет наращивать экспортный аграрный потенциал выбранным способом. Правительственная политика ориентируется на поддержку крупнотоварного производства, а меры по социальному развитию села, которые декларируются при этом, носят выборочный, эпизодичный характер. Как результат, на селе укрепляются позиции агрохолдингов, продолжается обезземеливание крестьян, происходит переток сельского рынка труда в неформальный сектор экономики, растут бюрократизация и беспредел местных, региональных властей и крупного капитала. То есть сформировавшаяся в процессе аграрных трансформаций институционная среда обусловит дальнейшую деградацию села.

В ведущих странах мира, лидерах на международных агропромышленных рынках, крестьяне институционно защищены от разрушительного влияния крупного капитала и беспредела бюрократии. Формирование качественных экономических и социальных институтов в сельской местности предусматривает необходимость объединения усилий и реального участия в этом процессе государства, аграрного бизнеса и сельского населения. Объединенные усилия следует направить на развитие таких институтов и форм организации экономической и социальной жизни на селе, которые помогали бы реализовать неотложные потребности и коренные интересы преобладающей части сельского населения, усиливали инициативу «снизу», активизировали предпринимательскую, творческую и инновационную деятельность крестьян. Игнорирование интересов и инициативы крестьян в конечном итоге будет препятствовать модернизации аграрного сектора и очень скоро станет помехой как в достижении продовольственного самообеспечения страны, так и в реализации общеэкономических целей, связанных с производством и экспортом сельскохозяйственной продукции.

В мире сельскохозяйственное производство в основном базируется на семейных формах хозяйствования. Семейное фермерское хозяйство отличается наличием добросовестных и профессионально подготовленных работников, причем не наемных, ориентированных на нормированный труд, а на работников, имеющих личную мотивацию, хозяйственное отношение к работе, земле, имуществу, природе в целом.

Воспроизведение социально-экономической жизни в украинском селе с учетом интересов и инициативы крестьян возможно через формирование самоуправляемых сельских общин. Для этого очень важно создать экономическую базу развития общин, интегрировав семейные сельские хозяйства в рынок путем создания соответствующей институционной среды. Роль обеспечительных институтов при этом должны выполнить реальное местное самоуправление, лидерство и организации на базе общин, в рамках которых должны разрабатываться и реализовываться повседневные и перспективные коллективные планы сельского сообщества, решаться проблемы совместной жизнедеятельности общины, в том числе и в отношениях с холдингами. Государство должно обеспечить становление института лидерства на селе для отбора сельских активистов по личным, деловым и профессиональным качествам, высокой личной ответственности перед односельчанами; коллективное обучение таких лидеров и совместное освоение ими эффективных технологий для организации экономической и социальной активности членов сельских общин для защиты интересов общины, преодоления социального неравенства, иждивенчества, пьянства, наркомании и т.п.

Постепенное массовое привлечение сельского населения к процессу формирования самоуправляемых сельских общин предполагает следующее:

- создание соответствующей нормативно-законодательной базы местного самоуправления на селе и целенаправленную организационную работу по формированию соответствующих экономи­чес­ких и социальных институтов;

- формирование институционной среды, которая будет способствовать выработке и принятию управленческих решений (на всех уровнях) в интересах сельских общин, хозяйств населения, сельской территории в целом, а не в частных или корпоративных интересах групп чиновников и бизнесменов. Важно обеспечить невозможность получения политической ренты на всех иерархических уровнях управления сельским хозяйством;

- перенаправление системы государственной поддержки аграрного сектора на стимулирование производителей, ориентированных не на глобальные, а на местные продовольственные рынки; повышение эффективности государственного регулирования сельского хозяйства путем расширения сферы действия механизма саморегулирования и саморазвития, сокращения неформальной экономики, оптимизации использования ресурсов; переход на неиерархические модели экономического развития села;

- реорганизацию системы государственного управления сельским хозяйством на всех уровнях; преобразование их деятельности из административно-распределительной в функциональную. Создание в системе Мин­агрополитики и продовольствия специализированного агентства сельского развития, учреждения, которое обеспечивало бы разработку стратегии и тактики формирования политики сельского развития по методологическому подходу «снизу - вверх» («от общины к государству»). На районном уровне функции управлений сельского хозяйства - это, прежде всего, предоставление организациям на базе общин, хозяйствам населения и сельским предпринимателям информационно-консультационных, организационно-посреднических, маркетинговых и других услуг; обеспечение гибкости управления масштабами деятельности хозяйств населения, своевременного их реагирования на изменения конъюнктуры локальных оптовых рынков, формирования и реализации ими преимуществ совместного хозяйствования;

- создание многоуровневой сквозной системы формирования и качественного обновления человеческого капитала села на основе обучения, подготовки и переподготовки специалистов универсального типа, в том числе непрерывного просвещения взрослого сельского населения;

- поддержку и развитие сельской инфраструктуры: инженерных сетей энерго- и газоснабжения, транспортных и информационных коммуникаций, социальной сферы.

Справедливости ради следует упомянуть о том, что в последнее время агрохолдинги стали заниматься социальными вопросами на селе, улучшением функционирования и развития социальной сферы на сельских территориях, предоставлением помощи сельским жителям в удовлетворении их жизненных потребностей. У некоторых из них есть специальные социальные службы по работе с арендодателями. Эта деятельность базируется на возрождении прежней практики колхозов и совхозов, когда и сельсовет, и работники шли с «челобитной к барину». Долгосрочные последствия таких действий очень опасны. Конечно, с одной стороны, они несколько замедляют деградацию жизненной среды отдельных территорий, но с другой - консервируют патерналистское поведение крестьян, теснее «привязывают» сельские общины к интересам корпоративных структур, делают их более зависимыми от крупного капитала, который, по выражению К.Маркса, «не имеет сердца», разрушает традиционный сельский уклад, распахивает сельские общины, а село превращает в зону сплошной бедности и социального неблагополучия.

Следует учитывать также то, что экономическая природа капитала ориентирована на сферы деятельности, способные принести максимальную прибыль. Вполне возможно, что при определенных обстоятельствах вложенный в сельское хозяйство капитал найдет себе применение в других сферах экономики, что уже имело место в истории развитых стран. Теоретические и эмпирические исследования подобных процессов в США в конце XIX - начале XX века свидетельствуют, что закон экономии от масштаба имеет свою специфику в аграрном секторе экономики. Сельско­хозяйс­твенному производству не присуща значительная экономия на масштабе, поэтому в развитых странах до сих пор сельским хозяйством руководят семейные фермы.

И в завершение. Прави­тельству следует помнить, что анализ влияния государственной политики на развитие села в странах-лидерах, в число которых Украина стремится попасть, свидетельствует вот о чем. Не так важно, сколько средств имеется в распоряжении государства для мероприятий по сельскому развитию. Ведь с точки зрения качественного влияния политики большее значение, чем объем государственной помощи, имеют структура и порядок выделения средств, а также контроль за их целевым поступлением конечному бенефициарию.

Корпорация Ukrlandfarming

Зарегистрированная на Кипре компания принадлежит Олегу Бахматюку. В 2010 году контролировала 150 тыс. га земли для производства зерновых и продукции животноводства; содержала 25 тыс. голов крупного рогатого скота (КРС), производя молоко и мясо КРС (40%), а также мясо свиней (60%); владеет 18 мясокомбинатами, двумя заводами по переработке кожи. В прошлом году компания занимала 20% рынка говядины, обеспечивала 75% украинского экспорта этой продукции. Мощности для одновременного хранения зерна составляют 1 млн. тонн.

Весной 2011 года компания приобрела контрольные пакеты акций двух агрокорпораций - «Райз» и «Дакор Агро Холдинг». Корпорация «Райз» создана в 1992 году, земельный банк - 180 тыс. га, 50 тыс. из которых приобретены в последние два года. Ей принадлежит также несколько элеваторов и сахарный завод. Западноукраинская компания «Дакор Агро Холдинг» - один из мощнейших в Украине производителей зерновых и сахара. При общем земельном банке 106 тыс. га в 2010 году холдинг засеял только 66 тыс. га. После поглощения земельный банк Ukrlandfarming увеличился почти втрое и сейчас составляет 436 тыс. га.

Новая компания будет расширять производство зерна, кукурузы на биоэтанол, сахара. В этом году валовое производство сахарной свеклы планируется на уровне 100 тыс. тонн.

«Кернел Холдинг»

Принадлежит группе компаний «Кернел» (торговые марки «Щедрий дар», «Стожар», «Чумак домашня», «Чумак золота», «Любонька») и является одним из крупнейших экспортеров зерна и крупнейшим производителем подсолнечного масла в Украине. В 2010 году обрабатывал приблизительно 100 тыс. га земли. Владеет тремя маслоэкстракционными заводами (мощностью 730 тыс. тонн в год), заводом по производству рафинированного масла, терминалом по перевалке зерновых и элеваторами совокупной мощностью 1,7 млн. тонн одновременного хранения, шестью сахарными заводами, 24 сельскохозяйственными предприятиями, четырьмя торговыми компаниями.

В 2011 году выкупил свыше 70% акций вертикально интегрированного агрохолдинга «Сахарный союз «Укррос», второго по величине производителя сахара в Украине, которому принадлежали пять сахарных заводов общей мощностью 25,6 тыс. тонн в сутки, земельный банк около 100 тыс. га. «Укррос» также владел тремя элеваторами общей мощностью 152 тыс. тонн. «Кернел Холдинг» сейчас контролирует около 200 тыс. га земли. Почетный президент «Кернел Холдинг» и владелец 60% акций группы компаний «Кернел» - 36-летний депутат Верховной Рады Украины А.Веревский, который в 2010 году в рейтинге «200 богатейших людей Украины» занял седьмое место.