UA / RU
Поддержать ZN.ua

Мятежные крестьянские паи

Терпение жителей Топиловки — на волоске. Лопнет, если к весне им не вернут кровные земельные паии.

Автор: Владимир Чопенко

Конфликт, о котором пойдет речь, возможно, не совсем характерен для нынешней украинской действительности, ведь у украинских селян, к сожалению, очень редко есть роскошь выбора между потенциальными арендаторами принадлежащих им земельных паев. Но главная особенность, превращающая его в системный, - произвол чиновника, для которого не только интересы сельской общины «по боку», но и закон - уже даже не дышло и решение суда - не указ. Этот произвол стал настолько наглым и невыносимым, что уже, кажется, вот-вот лопнет даже пресловутое терпение украинского крестьянина.

Терпение жителей Топиловки - на волоске. Лопнет, если к весне им не вернут кровные земельные паи и в дальнейшем будут препятствовать перейти к арендатору, который платит не полтора процента, а пять. Лягут под трактора, а засеять поля не дадут. После трех лет хождения по мукам они готовы и на большие жертвы.

Крестьяне потеряли веру в президентов, правительство, депутатов, губернаторов, потому что, выходит, не они вершат их земельную судьбу, а неуступчивый руководитель Госкомзема в Чигиринском райо­не. Игнорируя определения судов нескольких инстанций, включая и Верховного, земельный чиновник ищет любые зацепки, чтобы приостановить миграцию крестьян от нерадивого и скупого инвестора к хозяйственному и щедрому.

Издевательства над владельцами паев тем более иезуитские, поскольку суд признал обжалованные договора аренды… незаключенными. То есть фиктивными. А значит, и причин для конфликта даже в зародыше не было.

Петр Коваленко хоть и приблизился к 70-летнему жизненному рубежу, но выглядит по-молодецки, с комсомольским задором хрущевских времен. Поэтому, когда рухнул колхоз, на алтарь которого положил 53 года жизни, не отчаялся. Односельчане знают его как пламенного агитатора за то, чтобы передать земельные паи в аренду частному предприятию «Колос Чигирин­щины». Тем более оно обещало погасить долги на сумму 340 тыс. грн. Именно организаторские способности Петра Афанасьевича усадили его в кресло заместителя директора этой хозяйственной структуры.

Но когда ЧП «Колос Чи­гиринщины» за год эксплуатации крестьянских гектаров выплатило каждому пайщику нищенских 240 килограммов зерна, которыми и десяток кур не прокормишь, жители решили избавиться от такого «инвестора».

- Инфляция съела наши сбережения, а вот размер арендной платы ни разу не пересматривался. Но с нами никто и не советовался, - наперебой жаловались крестьяне. - Предыдущий директор, залез в долги и передал корпоративные права за 400 тыс. долл. другому. Не спрашивая нас… Продал, как при крепостном праве, село вместе с нами, как быдло. Неизвестно кому, куда и на каких правах. По договорам аренды, которых мы в глаза не видели, закабалили нас на десять лет.

Коваленко, ответственный перед общиной, бросился искать достойного арендатора. Услышал об ООО сельскохозяйственном предприятии «Нибулон» и таки «сосватал» его. Вскоре Петр Афанасьевич поменял кресло заместителя, но уже в филиале «Чигирин» «Нибулона».

В 2008-2009 годах новые женихи выкупили у крестьян недвижимое имущество на общую сумму почти миллион гривен. Причем по номинальной стоимости. Тогда как конкуренты из ЧП «Колос Чигиринщины» заплатили крестьянам в десять раз меньше. Машинно-тракторный парк с уцелевшими помещениями до сих пор на ходу и функционирует. Намного сложнее оказалось вернуть владельцам принадлежащие им земельные участки, к которым присосалось ЧП. К тому же необоснованно арендуя их. Казалось бы, преград для этого не было.

Во-первых, крестьяне тянутся к богатым, потому что сами бедные. Переход к новому инвестору был обусловлен лишь прагматизмом: получать не мизерные 1,5% арендной платы от нормативной денежной оценки земли, а 4%. Во-вторых, свое решение крестьяне подтвердили заключенными 416 договорами аренды земельных паев. В-третьих, владельцы земельных наделов не простили «Колосу Чигирин­щины» халатного отношения к кормилице. Под урожай 2009 года ЧП смогло засеять всего 381 га. Осталь­ные же 876 га бросило на произвол судьбы, на зарастание сор­няка­ми. Потому и арендная плата в конце года была смешной. Факт такой нерадивости за­фикси­ро­ван в акте за подписями отраслевых специалистов Чиги­ринс­кого ра­йона.

Все аргументы «за». Однако свое право свободно распоряжаться земельными участками крестьяне вынуждены были отстаивать в судах. Воло­кита тянулась долгих три года. И все это время «Нибулон» исправно выплачивал арендную плату, не вспахав ни гектара и не собрав с него ни килограмма зерна. По тонне хлеба каждому! «За какие такие карие глаза?» - спрашивал у крестьян.

- Ну, это, знаете, как «гуманитарная помощь». Чтобы не сдохли с голода…

Жители Топиловки обивали пороги судов разных инстанций. Дошли и до Верховного, который полностью признал их правоту и вынес вердикт: договора между владельцами земельных участков и ЧП «Колос Чигирин­щины» об аренде земельных участков признать незаключенными (на момент регистрации не были определены границы наделов), вытребовать их из необоснованного пользования ЧП и вернуть владельцам.

Заметьте, не в пользу второй или третьей стороны, а именно крестьянам, тем самым подтвердив их конституционное право - свободно распоряжаться своим паем. Ну а дальше, как говорится, дело техники. Поскольку вещно-правовые иски об истребовании необоснованно приобретенных земельных участков суды удовлетворили, и они были свободны от прав третьих лиц - не находились в пользовании, аренде и т.д., то по волеизъявлению владельцев земельных участков ООО СП «Нибулон» заключило с ними договора аренды. В феврале-марте 2011 года документы подали в отдел Госкомзема в Чигиринском ра­йоне Черкасской области для государственной регистрации.

Собственно, уже тогда «Нибулон» имел законное право распоряжаться вверенными ему крестьянскими паями, а именно - хозяйствовать на 800 гектарах. Мог запросто перепахать озимые, засеянные ЧП «Колос Чиги­ринщины», и подготовить почву под свой севооборот. Но поступил вроде бы по-человечески: пусть уже соберут урожай, вот тогда и займем поля. От такой «щедрости» ЧП вконец обнаглело и засеяло эти площади еще и своими яровыми культурами. Хотя, по закону, на период судебных тяжб вообще не имело права трогать спорные гектары.

«Колосу Чигиринщины» подыгрывал и Андрей Лудченко, начальник отдела Госкомзема в Чигиринском районе. За полгода главный распорядитель земель района смог зарегистрировать целых… девять новых договоров аренды из 416. Но, оформив даже такую малость, вдруг «прозрел» и потребовал разъяснений вышестоящей инстанции: каким образом он должен вернуть эти земельные участки? Поскольку последние были зарегистрированы в Книге записей о государственной регистрации государственных актов на право собственности на земельный участок и на право постоянного пользования земельным участком, договоров аренды земли на предшественника, то функционер требовал от суда вписать в постановление фразу «отменить государственную регистрацию…».

Суд отказал, потому что не имеет права объяснять и толковать собственное решение, четко регламентирующее: договора являются незаключенными. Поэто­му земельные участки нужно вытребовать из ЧП «Колос Чиги­рин­щины» и вернуть их законным собственникам - крестьянам. А как именно, должен был знать руководитель территориального органа Госком­зема, который, в сущности, эту кашу и заварил.

Тем временем руководство столичного Госкомзема ввело очередное новшество - электронную регистрацию договоров аренды земли. Новый порядок, который начал действовать с 5 августа 2011 года, заставил крестьян пройти еще один круг мытарств. Хотя, по моему мнению, электронный реестр - это обезьянья работа. Никакие договора не заносят в поземельную книгу, потому что ее в бумажном, первородном, варианте просто не существует. А электронный файл в компьютере, согласитесь, можно корректировать когда и как угодно.

- Наши договора, которые месяцами лежали без движения у Лудченко, нужно было переделывать по-новому. Если раньше можно было подать фамилии арендодателей одним списком, с их подписями, заверенные печатями сельсовета и арендатора, то теперь каждый должен был написать заявление собственноручно и в отделе Госкомзема в Чиги­рине лично подтвердить намерение передать свой пай в аренду «Нибулону».

Представляете: кто - калека, кто - навек прикован к постели. Никаких поблажек: вези каждого пайщика из села в райцентр, чтобы Лудченко принял от нас заявления. А бывало, и трижды к нему ездили. Это разве не издевательство над народом?! - вспыхивает Петр Коваленко.

Однако и это не ускорило регистрацию документов об аренде. Земельный чиновник упрямо игнорировал предписания Вер­хов­ного суда, Николаевского окружного административного суда, который признал противоправной бездеятельность госкомземовского чиновника и обязал провести государственную регистрацию договоров аренды земли, заключенных между ООО СП «Нибулон» и владельцами земельных участков.

Кто занимается регистрацией договоров аренды, знает, какая это волокита. Сначала несешь пакет документов в одну контору - Госкомзем. Во второй конторе - Государственном земельном кадастре их проверяют, присваивают кадастровый номер и ставят штамп «обменный файл пройден». Оттуда документы снова возвращают в первую контору.

Представители «Нибулона» с 416 договорами аренды прошли этот путь. Но с заключительной регистрацией Госкомзем медлил. Собственно, учреждение за это время не зарегистрировало ни одного договора. Никому!

Как в течение ночи в госкомземовском журнале регистрации заявлений появилась запись о том, что ЧП «Колос Чигирин­щины» заключило с крестьянами Топи­ловки 205 договоров аренды, до сих пор остается тайной. Причем противозаконно, потому что ЧП подало единый список с перечнем фамилий арендодателей, скрепленный печатью главы сельсовета, вопреки требованиям новой системы регистрации. И против воли крестьян, которые не могут понять: как их фамилии оказались в реестре арендатора, которому они выразили недоверие?

Но самое большое зло: в результате аферы Лудченко одни и те же земельные участки оказались в обработке… у двух арендаторов - ЧП «Колос Чи­ги­рин­щины» и филиала «Чиги­рин» ООО СП «Нибулон». Со стороны владельца, то у меня двойной выигрыш: если на мой пай приходится два пользователя, то пусть оба и платят. А если серьезно, то кто и как теперь разнимет конкурентов? Почему в земельной документации Ук­раины, которую чиновники рек­ламируют как лучшую в мире, появляются криминальные двойники? И не скрываются ли за ними коррупционные схемы ра­йонного размаха?

Александр Цисаренко, новоназначенный глава Чигиринской райгосадминистрации, обещает выкорчевывать злоупотребления, как сорняк. Так, по крайней мере, он заверил сходку крестьян Топи­ловки. После того, как ходоки побывали у него и поведали о своих земельных бедах, у Алек­сандра Борисовича была неделя, чтобы разобраться в них. А «въехав» в коллизию, не стал бы выслушивать откровенное вранье Лудченко перед честным народом о том, что переходная регистрационная система из-за сбоев на Чигиринщине не работает. Но ведь она функционирует в соседнем районе - Каменском. Да и по всей Украине. Несовершен­ная, но действует.

Лучше бы Цисаренко не говорил этих слов перед собранием крестьян:

- Если вы считаете, что Гос­комзем неправ, обратитесь в суд!

Зал зашумел:

- Да мы, чтобы вы знали, уже сыты этими судами! Нахо­ди­лись, но добились своего… Есть решение, и не одно, а Луд­чен­ко их игнорирует. Потому что, вероятно, имеет какие-то обязательства перед арендаторами. Если он выполнит решение суда, то тогда из нынешних 1400 гектаров в пользовании «Колоса Чигиринщины» останется всего 600. Вот вы своего подчиненного и приструните за такие выкрутасы!

- Обошли все областные кабинеты, нас выслушивали, обещали решить конфликт. А толку?! И вы туда же… Яловая нынешняя власть! Вы говорите, что настроены на диалог с людьми, на сотрудничество с нами, тогда прислушайтесь и к мнению 484 крестьян из 700, которые хотят работать под крылом нового инвестора.

А Лудченко народ просто затюкал. Его отговоркам мог поверить только несведущий глава райгосадминистрации. Ведь еще полгода назад суд почти разжевал руководителю отдела Госком­зема в Чигиринском районе то, что он должен знать назубок.

Чиновнику нужно было только вдумчиво перечитать пункты 22, 23 Порядка ведения Книги записей о государственной регистрации государственных актов на право собственности на земельный участок и на право постоянного пользования земельным участком, договоров аренды земли, утвержденного постановлением Кабинета министров Украины №1021 от 9 сентября 2009 года. И согласно им действовать.

Запись о государственной регистрации документа, который заверяет право на земельный участок, Лудченко должен был отменить в разделе книги записей на основании решения суда, внеся в автоматизированную систему ведомости об отмене с указанием даты и основания отмены. А уже потом сформировать, используя упомянутую автоматизированную систему, новые листы книги записей. Поставить свою подпись и скрепить печатью. И это же сделать в поземельной книге (которой нет). Да и раздел 4 в упоминавшемся постановлении гласит, что основанием для отмены договора аренды является решение суда.

Итак, для отмены государственной регистрации договоров аренды земли не надо вносить какие-либо ведомости в книги записей регистрации государственных актов на право собственности на землю и право постоянного пользования землей, договоров аренды земли в бумажном виде, разрешения на что продолжительное время добивается Лудченко. Из-за правового нигилизма руководителя полностью парализована работа отдела Госкомзема в Чигиринс­ком районе.

Очередная крестьянская сходка закончилась ничем. Старики, чьи паи повисли между небом и землей, не торопились расходиться по домам. Стояли вместе возле Дома культуры и попыхивали папиросами.

- Подожди, это мы от аренды страдаем. А что будет, когда начнут торговать землей?

- На Киев пойдем!

- Осоловел этот Киев… Послушал чернобыльцев с афганцами? То-то и оно! Надо на местах действовать, как партизаны. Ты видел кино «Земля»? А будет еще страшнее! Как только закон о продаже земли примут, вырежу на осине имена всех депутатов, кто проголосовал «за». Пусть проклинают их правнуки.

Бурлит село. Одно, другое… Назревает всеукраинский крестьянский бунт.