На этой неделе парламент поставил точку в двухмесячной эпопее правок в законопроект №2194 и внес изменения в Земельный кодекс, касающиеся управления и дерегуляции в сфере земельных отношений. Это второй ключевой закон, которым регулируются земельная сфера, в результате чего государство передаст громадам земли, расположенные за их границами. И эта «большая победа», которую ковало и давно ожидало местное самоуправление — одна из более светлых сторон земельной реформы и отдельная тема для разговора. Мы же сейчас будем говорить о ее обратной — темной стороне.
Потому как являемся свидетелями, пожалуй, самой масштабной и иезуитской манипуляции власти в новейшей украинской истории. В селевом потоке слов о вот-вот заработающем рынке земли давно потеряна суть. Утекла как вода сквозь пальцы вместе с государственным интересом. Пропажу власть намеренно не замечает. Более того, даже гордится ею, констатируя, что «наконец-то теневой рынок земли будет закрыт и все заработает по-честному». К сожалению, президент 42-миллионной страны, располагающей 27,8 млн га чернозема (8,7 % мировых площадей), ограничивается лишь наивным ожиданием обведенного вокруг пальца дилетанта. Который если не в доле, то точно в теме, правильно преподнесенной ему аграрным лобби.
Подписав год назад закон об обороте земли, президент Зеленской определил для Украины новый аграрный путь, поддержав ставку парламента на уже сформировавшиеся агрохолдинги. Мы не собираемся огульно исключать возможный КПД этого государственного решения, которое действительно может увеличить не только объемы сельскохозяйственного экспорта Украины, но и по прогнозам экспертов добавить 1% ВВП. Как ни крути, а страны Глобального Юга (Мексика, Бразилия, Аргентина, Венесуэла) — в лидерах мировых аграрных рейтингов. К чему, собственно, активно и апеллируют крупные лоббисты рынка, ожидающие 2024-го года, когда они легально смогут вступить в игру.
При этом мы также не будем отворачивать голову от европейского Запада, поставившего на развитие мелкого и среднего фермерства. К сожалению, сделавшей выбор за всю Украину власти не хватило ума даже задним числом, но хотя бы попытаться сохранить остатки самостоятельно выжившего на селе среднего класса. (Обрабатывая менее 40% площади угодий страны, фермеры производят более 60% валового сельскохозяйственного продукта). Не говоря уже о том, чтобы найти ответ на ключевой вопрос: а почему мы, так стремившиеся в Европу, вдруг сломя голову побежали в Латинскую Америку?
Более того, проводя децентрализацию, опять-таки, как в Европе, сделали ставку не на человека и развитие громад (сельских ОТГ в Украине — большинство и их устойчивость могло стимулировать только фермерство), а абсолютно алогично отдали людей в рабство земельным латифундистам. Которым в погоне за прибылью любой ценой, априори придется ставить на уже проверенные в той же Латинской Америке глобальную механизацию и сокращение рабочих мест. При неработающих в Украине правоохранительной и судебной системах. Так что местное самоуправление, получив землю, празднует Пиррову победу.
Отсутствие глобального государственного мышления у первых лиц страны и, как следствие, несбалансированность государственной политики шокируют. Как и цинизм центральной власти. Сознательно цементируя новый олигархический агрокластер, Банковая под рейтинго-спасительным зонтиком СНБО на полном серьезе вбрасывает на обсуждение депутатам и обществу закон о статусе олигархов. Внимание: случившихся в Украине после такой же карманной приватизации промышленных предприятий. И тут же самая «заботящаяся о национальной безопасности» власть второй год подряд демонстративно не замечает горстки фермеров, которые, задрав головы под окнами Кабмина, машут национальными флагами в надежде, что их услышат. (46 тысяч выживших фермерских хозяйств на фоне 6,5 миллионов владельцев паев — действительно пшик).
Хотя причины происходящего понятны. В команде «слуг народа» все вопросы поддержки и развития фермерства ведут представители крупных агрохолдингов, которые и лоббировали закон об обороте земли. Все ж на виду. В Верховной Раде в кресле главы профильного комитета сидит соучредитель «Украинского Аграрного Холдинга» Николай Сольский. А в замах министра экономики по аграрной политике ходит обладатель шестилетнего бэкграунда генерального директора «Украинского клуба аграрного бизнеса» Тарас Высоцкий, за которым стоит владелец МХП Юрий Косюк. (Процесс воссоздания некогда упраздненного министерства аграрной политики, которое возглавил также выходец из агросреды, экс-советник президента по земельным вопросам Роман Лещенко, еще не закончен).
В принципе, уже исходя из этого обстоятельства можно сделать вывод, в чьих интересах прошел переходный год и как власть «помогла» фермерам нарастить обещанные мускулы, чтобы они уже с 1 июля могли начать покупать землю. Однако мы все-таки решили спуститься за подробностями с властных небес на грешную землю и продолжить начатую полтора года назад «Историю о фермере и президенте», поговорив с президентом Ассоциации фермеров и частных землевладельцев Украины (АФЗУ) Николаем Стрижаком.
Так почему команда Зеленского, пообещав поддержать фермеров, свернула все программы и заблокировала их казначейские счета? Зачем замминистра от агрохолдингов карманная гэошка, якобы объединившая фермеров? Чья рука лезет в Госгеокадастр и отбирает землю у фермеров, а потом продает им же втридорога? При чем здесь прокуратура, и как она «надзирает» за происходящем на вот-вот откроющемся рынке? Кто рейдерит успешные фермерские кооперативы, и почему ему за это ничего не будет? Где возьмут деньги ослабленные финансово фермеры, чтобы с 1 июля покупать землю? Не попадут ли они в итоге в долговую кабалу к поджидающим добычу банкам? Есть ли в принятых законах предохранители, способные не дать агромагнатам скупить землю через подконтрольных физлиц, не дожидаясь 2024-го года?
Ответы на эти и многие другие вопросы читайте в интервью.
О программе поддержки фермеров, ставке новой власти и баснях Милованова
— Николай Иванович, наблюдая за эпопеей с земельным законом, в которой черт ногу сломит, боюсь даже представить, что получилось на выходе. Кроме очевидной нормы о передаче земли госсобственности местному самоуправлению. Цельного, подписанного спикером парламента, документа еще нет. А вы что можете сказать? Кино назад уже не отмотать или у фермеров есть какой-то шанс?
— От стратегической линии власть не отступила — земля будет пущена в оборот. В ходе обсуждения процедур можно было бы изменить какие-то методологические вещи, однако принимались и голосовались только правки от «слуг народа». Все остальные отметались. Так что к 1 июля мы подойдем с теми же «завоеваниями», что и год назад. Выбор, якобы под давлением международных финансовых структур, сделан. Хотя уже после принятия стартового закона я общался с представителями Всемирного банка. Так вот, они не требовали от Украины продать землю и поднять тарифы. Они требовали баланса бюджета. Ну а то, что наша власть сочла, что за счет последнего стратегического ресурса страны можно временно сбалансировать бюджет — наша с вами проблема. Точно не Всемирного банка или МВФ. Так что нечего на зеркало пенять…
— С момента принятия ключевого закона прошел целый год, в течение которого фермерам — а вам первым будет обеспечен доступ к ресурсу — обещали всестороннюю помощь. Включая фонд поддержки фермерства, кредитные программы и прочее. Что из этого заработало?
— Я вам уже говорил однажды, что каждый украинец немного Герасим Калитка. Поэтому ключ к развитию украинской экономики — в бессмертном произведении Карпенко-Карого «Сто тысяч». Но как удовлетворить потребности человека, живущего не земле? И вот здесь снова вступает на авансцену наша концепция 2017 года, которая совместно с Ассоциацией фермеров Украины была разработана и утверждена Кабинетом Гройсмана. Программа, если вы помните, включала как раз масштабную поддержку мелкого и среднего фермера, а не только агрохолдингов, в которые государство традиционно вливало миллиарды.
— Если я не ошибаюсь, включение механизма рынка планировалось с января 2022 года.
— Абсолютно верно. В рамках написанной и утвержденной Кабмином государственной концепции развития фермерства Украины, фермер должен был получить возможность пойти в банк и под залог своих 100 гектаров взять ресурс на развитие хозяйства и за десять лет спокойно выкупить у банка свою землю. Нормальный план?
— Вполне.
— А что для этого необходимо было иметь? Прежде всего такую институцию, как Земельный банк, который планировалось создать на основе Укргосфонда для всех мелких селян под гарантии правительства. Таким образом мы бы планово вышли на открытие рынка. И вместе с нынешним президентом и премьер-министром полюбовно разрезали ленточку, дав старт обороту земли. Такой подход называется преемственностью государственной политики с учетом институциональной памяти.
Что это еще значило бы для фермеров? А то, что фермер спокойно покупает право на использование своих гектаров, хозяйствует, развивается и передает это право по наследству сыну, внуку, правнуку и так далее. При этом земля остается ценностью украинского народа и территорией, которая создает Украину. Ничего оригинального, все согласно статье 13 Конституции Украины. Все, как в Европе, где земля не продается, а продается право на использование земли.
Однако у нас сейчас никто не ставит вопрос об обороте земли. Такая дефиниция не прижилась. Речь в зале парламента идет исключительно о продаже. Причем никто не размышляет о том, как украинец должен купить землю. Рассуждают исключительно о том, как он может ее продать.
— Но мы с вами знаем, что не все из 6,5 миллионов пайщиков хотят стать реальными хозяевами своей земли.
— Как раз вот этот подготовительный дрейф при поддержке государства и должен был дать возможность и право выкристаллизоваться именно тем, кто хочет хозяйствовать. Когда в 2019 году мы создали штаб защиты родной земли, то фермеров с абсолютно разными взглядами и позициями объединил всего один лозунг: «Земля должна принадлежать только тому, кто живет и работает в этом селе».
— Давайте уточним еще раз: если бы команда Зеленского не отказалась от программы, принятой предыдущим правительством, и пошла по намеченному в ней пути, то до официального старта оборота земли, запланированного на 1 января 2022 года, государство должно было обеспечивать механизмы поддержки среднего класса на селе?
— Да. В 2017 году еще была некоторая раскачка, а уже в 2018-м в результате утвержденной Кабмином программы, было плюс 15 тысяч фермерских хозяйств и шесть тысяч селян вошли в юридическое поле со статусом индивидуального семейного хозяйства. Пошел процесс.
Начиная с 2018 года фермерам стабильно предоставлялась финансовая помощь на развитие хозяйств, были снижены некоторые налоги (в частности ЕСВ), мы получили доступ к семенному Госфонду. Кроме того правительство гарантировало, как я уже сказал, на основе Укргосфонда создание Земельного банка с обеспечением в 360 миллионов евро (финансировал ЕС).
Банк должен был быть создан к 2019 году, а фермер в результате — увидеть реальную возможность выгодного кредитования с последующим выкупом своей земли. В 2020-м планировалось запустить «сарафанное радио», которое никто не отменял в сельской местности. То есть государство должно было проводить агрессивную политику привлечения селян к работе на своей земле. За год до запуска рынка (с 1 января в 2022 года) инструмент должен был заработать полностью.
— И вы ожидали, что после того, как Зеленский сядет на Банковой, вам удастся сохранить этот проект?
— А как иначе? Мы имели дело с государственными институциями и утвержденными правительством Украины документами. И они, если система государственного управления работает правильно, не имеют фамилий. Однако после роспуска парламента и смены правительства курс власти начал резко меняться. К фермерам официально была приставлена Киевская школа экономики во главе с будущим министром экономики Тимофеем Миловановым. С нами начали достаточно тесный диалог, как оказалось, намеренно притупляя бдительность. В процессе всех разговоров принимал активное участие и будущий министр юстиции Денис Малюська, некогда претендовавший на пост министра сельского хозяйства. Он даже гарантировал фермерам побороть всех черных регистраторов, замешанных в рейдерстве, которых «по пальцам можно пересчитать». Но в какой-то момент мы уловили, что рейдеры, работавшие ранее в рамках политики Порошенко, плавно вписались в стратегию новой власти.
— Так можете прямо сейчас их по пальцам пересчитать. Раз у Малюськи не получилось.
— Солдаты рейдерской армии остались те же, а вот новое имя их главнокомандующего давно и настойчиво начало всплывать в разных районах. А недавно случился большой скандал и имя главы профильного парламентского комитета пана Сольского стало известно всей стране. Все материалы переданы в офис президента, ждем реакции. Хотя надежды на торжество справедливости очень мало. Для них Сольский — свой.
— Хорошо, что было дальше?
— Дальше мы попали в реальность. Сразу после прихода правительства Гончарука сняли заместителя министра экономики по развитию фермерства и сельских территорий, который держал в голове всю стратегическую линию. Со временем зачистили всю команду, занимавшуюся фермерами. Генерального директора Укргосфонда убрали. Почти полностью перекрыли финансирование программ. Причем все это происходило под продолжающиеся красивые слова и обещания «сделать все еще круче, чем было». Параллельно шла подготовка к закону об обороте земли, который просто достали из кармана лоббисты агрохолдингов. Плевать они хотели на какие-то государственные программы и стратегии. Все это сопровождалось громким пиаром и убийственным для несведущих «аргументом» о ликвидации теневого рынка земли. Коим, к сожалению, президент оперирует и доныне.
Мы, безусловно, разобравшись, что к чему, пошли на все публичные площадки отстаивать свою позицию. Где, собственно, и встретились с министром экономики Миловановым. Ни одного контраргумента у него в отношении всего того, о чем я вам рассказываю, не было. Однако интерес государства и цели новой команды власти уже стратегически не совпадали. Министр просто делал хорошую мину, прикрывая плохую игру.
О блокировании счетов, вранье замминистра и доле прокуратуры
— Закон в итоге был принят все же не такой либеральный, как хотели агрохолдинги. Более того, вам пообещали год поддержки и фору на старте.
— Здесь уникальная ситуация. В бюджете — на бумаге — все программы оставили в силе, никаких изменений в законы и акты Кабмина не вносили, деньги заложили, но — тупо, нагло, не знаю какие еще найти эпитеты, — заблокировали поступление финансов на казначейские счета. За два года фермерам пришли копейки.
— И кто вам продолжал все это время врать в глаза?
— Ну, скажем так, коммуницировал с нами пан Тарас Высоцкий, которого от Украинского клуба аграрного бизнеса (UCAB) делегировали на пост заместителя министра экономики. В этот клуб могут вступить только те, кто располагает 100 тысячами гектаров и более. То есть это не просто агрохолдинги, а большие агротрейдеры. Надо сказать, что замминистра был также очарователен и многообещающ, как Милованов, плюс — ас в диджитализации, о чем очень много рассказывал фермерам. Высоцкий проводил регулярные конференции в Zoom и Вайбере, но не то, что какие-то вопросы решил, а какие-то нет, — вообще ничего не решил. Гуру надувательства.
— А вы?
— Мы по-прежнему проявляли инициативу. За этот период встречались с президентом и премьером Гончаруком, о чем я вам уже рассказывал, — так что Зеленский давно в курсе всех проблем. Потом была встреча с новым премьером Денисом Шмыгалем, где от имени фермеров страны я озвучил претензии в адрес заместителя министра экономики Высоцкого. Шмыгаль поставил ему на вид и… отправил «работать» дальше. Все это было бы очень смешно, если бы не было так грустно. Однако в Украине сегодня имеют вес фамилии — Веревский, Бахматюк и Косюк, — а не государственный интерес.
— То есть весь этот год прошел впустую?
— Ну почему же… Тарас Высоцкий и Ко создали свою карманную общественную организацию с громким названием «Всеукраинский конгресс фермеров». Который, собственно, имея у себя в уставе славный пункт о «ведении интенсивного диалога с властью», и благословлял все новеллы правительства. Понять, что это за фермеры невозможно: никакой информации на сайте Конгресса на этот счет нет. На вопросы об этом в министерстве тоже не отвечают. Всплывала информация о том, что в членах якобы есть фермеры из Полтавской области.
— И что за инициативы благословлял Конгресс? Кстати популярное нынче у власти определение для лояльных структур.
— Укргосфондом от имени якобы фермеров стал руководить Конгресс, членами его комиссий тоже ввели своих людей. Плюс — от лжеконгресса исходили инициативы о необходимости (оптимизировать) сокращать программы поддержки фермеров, а также урезать размер помощи хозяйствам.
— Ну, это же бред какой-то…
— Если бы это не касалось стратегического ресурса целой страны, то можно было бы и так сказать. А вообще это — преступление против государства. Сейчас резко прекратился рост количества фермерских хозяйств. Кучма пришел к власти на десять тысяч фермерских хозяйств, ушел — с 40 тысячами. При Ющенко никто сельским хозяйством вообще не занимался. При Януковиче этот показатель упал до 38 тысяч, а в первые годы Порошенко — до 32 тысяч. Однако в результате сотрудничества с правительством нам удалось остановить этот процесс. В 2018-м — плюс девять тысяч и за полгода 2019-го — плюс пять тысяч. На сегодняшний день официально зарегистрировано в стране 46 тысяч фермерских хозяйств.
Начиная с 2020 года количественный рост фермерских хозяйств резко сокращается. Индивидуальные семейные хозяйства, у которых по 2–4 га, также прекратили рост. Люди уходят в «тень» и продают свой продукт за наличку, не желая иметь ничего общего с государством. При этом вся официальная статистика закрыта.
— Прямо какая-то диверсия в отношении фермерства. В кадастр лезут?
— А как же! Буквально четыре дня назад у меня был разговор с исполнительным директором по поводу ситуации в Петровском районе. Фермер имел почти 50 гектаров земли в постоянном пользовании. И вдруг выясняется, что десять гектаров куда-то пропали. Как оказалось, одна креативная работница Госгеокадастра разделила их на пятерых человек, а потом скупила у них землю по 10 тысяч за гектар. И соответственно предложила фермеру выкупить у нее его же землю. По 20 тысяч за гектар. Но фермер попался норовистый, увидев нарушение закона, он пошел… куда? Правильно, в прокуратуру. Прокурор пообещал вызвать нарушительницу и расставить все точки над «і». После чего человек от этого прокурора предложил фермеру сделку — по 30 тысяч за гектар.
Трудно сказать, каким образом вопрос о земле перешел к силовикам, но предложение озвучили от них. Тут не только от земли откажешься, но и жить не захочеш. Вы понимаете, какая система у нас работает? И это далеко не единичный случай. Поэтому могу абсолютно ответственно заявить, что сегодня короли земельной криминальной системы работают в прокуратуре. Которая должна была навести порядок. И навела. Причем не только в Госгеокадастре, но и в ОТГ, которым недавно закон передал государственные земли между населенными пунктами. Земельный банк из Укргосфонда переместился в прокуратуру. И все об этом знают.
Более того, представители Всемирного банка, с которыми я продолжаю общаться, ужасаются от фактов, с которыми сегодня сталкиваются. Включилось множество различных схем. (Мы подробно описывали их в материале «Монетизация земли». — И.В.) Мы-то давно знаем, что наши чиновники очень находчивые, но вот наши зарубежные партнеры оказались не готовы встретиться с таким уровнем коррупции. И это только подготовительный этап земельной реформы. У нас в стране часто воруют «лендкрузеры», но почему-то никому не приходит в голову узаконить это. А вот с землей мы наблюдаем как раз такой процесс.
Причем все это мы продолжаем рассказывать на каждом углу, организовываем круглые столы, пишем официальные письма — президенту, премьеру, парламенту… Реакции — ноль. Есть ответы лишь от некоторых депутатов.
— А новое министерство сельского хозяйства, которое возглавил Роман Лещенко?
— В процессе воссоздания. Лещенко — выходец из агробизнеса, до назначения министром был уполномоченным президента по земельным вопросам, а также возглавлял Госгеокадастр. По сути — соавтор земельной политики нынешней власти.
О союзниках в парламенте, провластных титушках и протестах фермеров
— Кто ваши реальные союзники в Раде?
— «Батківщина», мажоритарщики от «Свободы», ряд депутатов из президентской фракции, которые разделяют наши опасения, но подчиняются партийной дисциплине. Плюс ОПЗЖ и «Голос», которым мы не очень верим. Юлия Тимошенко еще в ноябре 2019 года обратилась в Конституционный суд по поводу конституционности законопроекта об обороте земли и невозможности продавать землю, в том числе иностранцам. Однако конституционный кризис, который мы сейчас переживаем, не позволяет строить какие-либо прогнозы на счет возможного решения суда. Никто из судей после увольнения Тупицкого не будет брать на себя больше, чем боится потерять.
— Вот вы говорили, что методически еще можно что-то скорректировать. Вы вносили свои предложения?
— Мы регулярно отправляли все свои предложения главе комитета пану Сольскому. Он их исправно ставил на рассмотрение комитета, а потом снимал, прикрываясь коллективным решением.
Вот здесь стоит вернуться к началу нашего разговора и констатировать, что если на ключевом посту в профильном комитете сидит разбойник, то и законы, которые он лоббирует, будут защищать разбойников. Этого человека, как я уже сказал, не раз ловили за руку. Точнее, его людей. Сам он, конечно, мараться не будет. Дело в том, что у нас уже даже не рейдерство, а самый обычный бандитизм. Потому что рейдерство — это интеллектуальный захват актива. В Украине же землю захватывают с помощью бит и титушек. И если все это делается именно таким образом, значит, к власти в агросфере пришли бандиты.
— У кого отжимают землю? У фермеров?
— До тех, у кого 5–10 гектаров еще не дошли. А вот там, где созданы кооперативы — разгул. Если кооператив убыточный, то он никому не нужен. Если успешный — люди Сольского тут как тут. Находят Иванова Иван Иваныча, на него переоформляют документы, пишут фиктивный протокол собрания членов кооператива, которые якобы избрали нового главу. Черный регистратор регистрирует новое руководство и все. Потом все твои доказательства о том, что подпись фальшивая, «учтут» в столичном Печерском суде. У вас есть еще вопросы?
— Есть. Ваш прогноз? Как вы вообще, если власть не просто не обращает внимания на проблему, а банально отжимает ваше? С чем истощенный фермер 1 июля пойдет в банк? Не попадет ли в итоге в долговую кабалу к банку, который получит еще один источник дохода, продавая земли, которые не смогут выкупить разорившиеся фермеры? Да и агрогиганты могут сориентироваться и, не дожидаясь 2024 года, начнут аккумулировать земли через подконтрольных физлиц.
— Может быть все, что угодно. Схем — множество. Предохранителей — нет. Все это может вызвать классический протест на селе.
— Вы на самом деле считаете, что у фермерства есть внутренний ресурс для протеста?
— Я считаю, что у государственной власти всегда должен быть здравый рассудок и желание, обнаружив ошибку, ее исправить. Ведь вопрос уже даже не в преждевременном открытии оборота земли, а в модели, которая заработает после. Можно продолжать плясать под дудку агрохолдингов, а можно начать включать механизмы, которые пусть уже на полном ходу, но помогут фермерам сориентироваться, не потерять землю и постепенно укреплять свои хозяйства. Однако для этого президенту нужно менять советников и вынимать из ушей беруши.
Мы часто говорим с фермерами и ищем ответ на вопрос, который вы поставили. Что делать дальше? Помню, когда я ходил в первый класс, мама каждую пятницу пекла девять хлебов. Один мы сразу съедали с молоком, остальные восемь — оставались на неделю. Потом помню себя уже в четвертом классе в очереди за хлебом, в 1964 году. Мы с отцом стояли и слушали, как люди сильно возмущались политикой Хрущева. Бывало, что нам хлеба не хватало, тогда мы шли к соседке бабе Ульяне и покупали хлеб у нее, чтобы прожить этот день. И вот я сейчас думаю: а почему мы были такие дурные и не продолжали печь свой хлеб каждую пятницу? Чего мы шли в тот проклятый магазин и ждали заводскую буханку, когда могли накормить себя сами? Как власти удалось нас так направить, что у нас просто ум отшибло?
Так и сегодня. Фермера хотят приучить к тому, что нашу землю продадут. Но это тщетный план. Потому что сегодня вся жизнь тех, кто работает на земле, направлена на то, чтобы напомнить украинскому народу и власти, как наши мамы и бабушки пекли хлеб каждую пятницу. И что мы не только можем, но и должны научиться делать это сами.
— Каких шагов ожидаете со стороны аграрного лобби?
— Я целенаправленно изучал бизнес Бахматюка по материалам уголовного дела, которое ведет НАБУ. За весь период своей предпринимательской деятельности его холдинг получил от государства 29,3 миллиарда гривен на безвозвратной основе. По рейтингу Forbes у него 1,1 миллиарда долларов. Получается, что Бахматюк эффективен ровно на столько, сколько в него влило государство? При этом нет данных, сколько вкачивают в Косюка или Веревского. Зато есть цифра в 1, 1 миллиард гривен, которые Кабмин Гройсмана вложил в село, получив 15 тысяч фермерских хозяйств и шесть тысяч индивидуальных семейных хозяйств. Вот и считайте, сколько фермеров можно было бы поднять на 29,3 миллиарда.
— Около 400 тысяч примерно.
— И почти миллион рабочих мест. На самом деле, когда вам говорят, что в Украине не было денег, не верьте. Были! Но за них вместо почти полумиллиона фермеров, мы вырастили одного олигарха. А если туда же добавить всех остальных элитарных реципиентов, то мы имели бы желанные 1 миллион 500 тысяч фермерских хозяйств с правом наследования, которые сберегли бы украинскую нацию, традицию и культуру. И мы бы уже давным-давно были в Европе.
Что касается волшебного аргумента теперь уже новой власти про «тень», которую одни креативщики в 2001 году создали, а другие через 20 лет героически решили побороть бездумно распродав землю, то здесь все просто. Закон гласит, что в период моратория, наложенного на оборот земли, любое изменение собственника недействительно. Точка. Но мы вместо того чтобы обеспечить выполнение закона, принимаем следующий, который по сути узаконит «тень». То есть речь не о ее ликвидации, а о банальной легализации.
— Как Ассоциация намерена действовать дальше?
— Когда применяли закон о лицензировании горюче-смазочных материалов (ГСМ), мотивировали эффективной борьбой с теневым оборотом ГСМ и контрабандой. Когда вводили механизм блокирования налоговых накладных, аргументация была такая же. В результате — ни одного литра дизтоплива, ни одного килограмма зерна, ни одного контрабандиста официально в тени не обнаружено, зато по ходу подорвали сотни фермерских хозяйств. Подготовили, так сказать, финансово к покупке земли.
Это и есть настоящее лицо нынешней власти. Идет зачистка территории от селян для бесхлопотной передачи земли национальным агротрейдерам, а впоследствии и транснациональным компаниям. Это новейший и серьезнейший вызов не только для украинского крестьянства, но и государства в целом. Вызов от власти мы будем принимать на очередном съезде АФЗУ, а возможно, и раньше. Потому что власть предложила селу заведомо худший из вариантов земельной реформы. Но это не конец, еще будет, и будет!..
Больше статей Инны Ведерниковой читайте по ссылке.