UA / RU
Поддержать ZN.ua

У НАПК есть большие проблемы с прозрачностью и антикорэкспертизой, хотя перезагрузка органа состоялась — Transparency International

Чтобы усвоить уроки важна адекватная реакция гражданского сектора и профессионального сообщества на публикацию отчета международного аудита НАПК. Где подан "красный сигнал".

Чтобы понять возможности антикоррупционной экосистемы (НАПК—НАБУ—САП—ВАКС—АРМА), Transparency International Ukraine провела второе исследование управления и взаимодействия органов антикоррупционной инфраструктуры, охватывающее почти три года их деятельности (2021-2023), в ходе которого оценили и способность НАПК .

Как отмечают авторы Екатерина Рыженко, Александр Калитенко и Виктория Карпинская в статье «Что тормозит работу антикоррупционной экосистемы?», Национальное агентство по предотвращению коррупции стало единственным антикоррупционным органом, который прошел внешний независимый аудит. Впрочем, перед ним встала и самая масштабная задача из всех органов антикоррупционной экосистемы: формировать антикоррупционную политику в Украине в целом. И в этой сфере за последние три года, к сожалению, случалось разное, констатируют авторы и добавляют, что они оценивают способность НАПК в 3,7 балла из пяти. 

«Именно НАПК — тот орган, который неоднократно сталкивался с попытками подорвать его институционную состоятельность, в частности относительно разрушения его мандата и торможения процессов внешними игроками», - пишут авторы.

Они отмечают, что самой скандальной попыткой стало решение Конституционного суда от 27 октября 2020 года, которое фактически отменило почти все полномочия Нацагентства. К счастью, Рада восстановила его функции уже через два месяца, и с тех пор оно не испытывало таких комплексных влияний.

Похожим вызовом стали ограничения, которые ввели с началом войны: НАПК запретили проверять декларации чиновников и проводить спецпроверки, а также превратили обязанность декларирования в добровольное действие. Собственно, среди всех антикорорганов такие «военные» ограничения больше всего затронули именно НАПК.

Также авторы вспоминают затянутый со стороны парламента и правительства процесс принятия важных для нашей страны Государственной антикоррупционной стратегии и программы в 2020-2023 годах.

Авторы признают, что перезагрузка НАПК таки произошла: мы больше не слышим о новых коррупционных скандалах в Нацагентстве и имеем ощутимый прогресс в вопросе формирования государственной антикорполитики — ведь предыдущая коллегиальная НАПК полностью провалила разработку новой антикорстратегии в 2018–2019 годах.

Читайте также: Правительство объявило конкурс на должность главы НАПК

Но, к сожалению, нынешнее НАПК далеко не всегда руководствуется принципом прозрачности, о чем уже не первый год говорят отечественные и международные эксперты. Более того, это стало одним из основных замечаний в сторону агентства в отчете по результатам его первого независимого аудита.

«В частности, аудиторы указали, что вопреки положениям Закона Украины «О доступе к публичной информации» НАПК не публикует в полном объеме собственные нормативно-правовые акты, акты индивидуального действия и проекты решений, подлежащих обсуждению. Не обнародовались также правила логического и арифметического контроля е-деклараций и ряд других документов, таких как правила проверки деклараций отдельных сотрудников СБУ, НАБУ», - пишут авторы.

Дискуссию о независимости НАПК подняла история с антикоррупционной экспертизой, которую Агентство провело по скандальному законопроекту №5655 о реформировании сферы градостроительной деятельности.

«Издание УНИАН цитирует Александра Новикова, одобрительно прокомментировавшего принятие законопроекта: «В 2021 году мы провели его антикоррупционную экспертизу, указали на большое количество коррупционных рисков и дали рекомендации по их устранению. Ко второму чтению все риски, по которым мы проводили антикоррупционную экспертизу в 2021 году, были устранены». Однако эксперты отмечали, что далеко не все замечания НАПК относительно этого законопроекта были устранены до его принятия. Поэтому непонятно, чем мотивировано одобрение главой НАПК принятого законопроекта», - констатируют эксперты.

Итак, по мнению авторов, рекомендации относительно независимости НАПК были выполнены лишь частично, более того, появились новые беспокойства по этому поводу, в частности после антикоррупционной экспертизы законопроекта №5655. К сожалению, можно констатировать существование больших пробелов в направлении антикоррупционной экспертизы законопроектов НАПК. А это глобальное направление, закладывающее основы всей государственной системы управления.

Поэтому оценка работы НАПК свидетельствует о том, что большинство из описанных общественностью и международными экспертами проблем, которые не позволяют ему выйти на другой уровень состоятельности и эффективности, это последовательная политика и подходы руководства. И это как раз тот случай, когда решение проблем прежде всего зависит от инициативы внутри учреждения, считают авторы.

Важна, по их мнению, также адекватная реакция гражданского сектора и экспертов на публикацию отчета международного аудита НАПК. Ведь нам в руки дали реальный инструмент измерения эффективности работы ключевого антикоррупционного органа, за который мы сами боролись, а когда результаты обнародовали, общественность по большей части промолчала. И это минус, ведь тот, кто возглавит НАПК со временем, может не получить правильного сигнала.

Срок полномочий нынешнего главы НАПК Александра Новикова истекает в середине января 2024 года.

Подробно о результатах независимой оценки эффективности деятельности Национального агентства по предотвращению коррупции читайте в материале Инны Ведерниковой «Итоги внешнего аудита НАПК: стратегический провал институции или Новикова?» на ZN.UA