UA / RU
Поддержать ZN.ua

«Люди воруют так, будто завтра не наступит»: как в TIME описали борьбу с коррупцией в Украине

«Ничего не покупайте. Просто сидите за своим столом, молчите и работайте», передает Саймон Шустер наставления работникам ОП

В последние месяцы вопрос коррупции обострил отношения президента Украины Владимира Зеленского со многими его союзниками. В преддверии его визита в Вашингтон Белый дом подготовил список антикоррупционных реформ, которые украинцы должны осуществить.

«Один из помощников, ездивший с Зеленским в США, рассказал мне, что эти предложения были направлены на самую верхушку государственной иерархии. «Это были не предложения. Это были условия», заявил другой советник президента», пишет Саймон Шустер для TIME.

Читайте также: Опрос: Для большинства украинцев наибольший приоритет среди реформ – это борьба с коррупцией

Чтобы развеять беспокойство американцев, Зеленский сделал несколько драматических шагов – в том числе уволил министра обороны Алексея Резникова, члена своего ближайшего окружения, попавшего под пристальное внимание из-за коррупции в его министерстве.

«Два советника президента сказали мне, что он лично не был причастен к взяточничеству. «Но он не смог навести порядок в своем министерстве», сказал один из них, указывая на завышенные цены, которые министерство платило за поставки, например, за зимние куртки для солдат и яйца», – отметил Шустер.

По его словам, когда новости об этих скандалах распространились, президент отдал строгий приказ своим подчиненным избегать малейшего самообогащения. «Ничего не покупайте. Не берите никаких отпусков. Просто сидите за своим столом, молчите и работайте», передал этот приказ один из сотрудников.

Читайте также: Из реестра коррупционеров могут исчезнуть 35 тысяч человек – Новиков

Шустер утверждает, что некоторые чиновники среднего звена в Офисе президента жаловались ему на «бюрократический паралич» и «низкий моральный дух» в связи с усилением контроля над их работой. Они жаловались, что типичная зарплата в ОП составляет около 1000 долларов в месяц или около 1500 долларов для высших должностных лиц, что гораздо меньше, чем они могли бы зарабатывать в частном секторе.

«Мы спим в комнатах размером два на три метра примерно как в тюремной камере… Мы здесь не живем светской жизнью. Целыми днями, каждый день, мы заняты борьбой с этой войной», – рассказал Шустеру глава Офиса президента Андрей Ермак, имея в виду бункер, который Зеленский и несколько его доверенных лиц называют домом с начала вторжения.

Читайте также: Поддержка ВСУ остается неизменной, но другая помощь США под угрозой из-за коррупции – CNN

«На фоне всего этого давления, направленного на искоренение коррупции, я предполагал, возможно, наивно, что чиновники в Украине дважды подумают, прежде чем взять взятку или положить в карман государственные средства. Но когда в начале октября я высказал это мнение одному из советников президента, он попросил меня выключить диктофон, чтобы он мог говорить свободнее. «Саймон, ты ошибаешься, – сказал он. – Люди воруют так, будто завтра не наступит», – пишет Шустер.

«Когда я спросил Зеленского об этой проблеме, он признал ее серьезность и угрозу, которую она представляет для морального духа Украины и ее отношений с иностранными партнерами. Он заверил меня, что борьба с коррупцией – один из его главных приоритетов. Он также предположил, что некоторые иностранные союзники имеют стимул к преувеличению проблемы, поскольку это дает им повод прекратить финансовую поддержку. «Неправильно, – говорит он, – что они прикрывают свою неспособность помочь Украине, выдвигая эти обвинения», передает TIME слова президента.

Читайте также: Журналист-расследователь объяснил, почему важно различать давление Киева на местные власти и реальную борьбу антикорблока с коррупцией

Также в TIME отдельно упоминается о скандале с заместителем главы Офиса президента по экономической и энергетической политике Ростиславом Шурмой. В расследовании отмечалось, что у него есть брат, совладелец двух компаний, занимающихся солнечной энергетикой и имеющих электростанции на юге Украины. Даже после того, как россияне оккупировали эту часть страны, отрезав ее от украинской энергосистемы, продолжали получать государственные платежи за производство электроэнергии.

«НАБУ отреагировало на публикацию, открыв уголовное производство, но Зеленский не отстранил своего советника. В конце сентября Шурма присоединился к делегации президента в Вашингтоне, где я видел, как он радостно здоровался с высокопоставленными законодателями и чиновниками из администрации Байдена», – отметил Шустер.

Журналист рассказал, что Шурма ему лично заявил о том, что обвинения против него были частью политической атаки, оплаченной одним из внутренних врагов Зеленского.

«Бросили кусок дерьма. И теперь мы должны объяснять, что мы чисты», – передает Шустер слова Шурмы.

Читайте также: Коррупционеров ждет разочарование: в Раде зарегистрировали законопроект об отмене "правок Лозового"

«Кажется, его не беспокоит, что его брат – крупный игрок в области, которую Шурма контролирует. Напротив, он почти полчаса пытался убедить меня в золотой лихорадке, ожидающей возобновляемую энергетику после войны», – рассказывает Шустер.

«Возможно, предположил я, на фоне всех опасений по поводу коррупции в Украине, Шурме было бы разумнее отойти от дел, пока он находится под следствием за хищение, или, по крайней мере, переждать поездку Зеленского в Вашингтон. В ответ он пожал плечами: «Если мы это сделаем, то завтра все члены команды станут мишенью. Политика вернулась, и в этом проблема», – передал журналист слова топ-чиновника.

Читайте также: Я бы очень хотел, чтобы члены НАТО предоставили нам информацию про украинских коррупционеров в странах Альянса – Данилов

Напомним, журналист TIME в своей публикации заявил, что советники Зеленского боятся сказать ему, что Украина не побеждает в войне с Россией. Также он утверждает, что президенту советовали отменить визит в Вашингтон в сентябре, поскольку настроения в Вашингтоне сильно изменились. Кроме этого, со ссылкой на неназванных советников Зеленского, TIME заявляет, что в Киеве готовят увольнение, по меньшей мере, одного министра и одного генерала «за медленное контрнаступление».