Стремительные выборы нового главы Верховного суда прошли на фоне сговора элит. Десять дней по поводу взятки почти в три миллиона (!) долларов и ареста главы Верховного суда (!) Князева молчали все — президент, правительство, парламент, лидеры партий и главы фракций. И только после пятничного голосования за нового главу Верховного суда, когда стала понятна расстановка фигур внутри ВС, в Верховной Раде тут же было зарегистрировано постановление «О необходимости жесткого и бескомпромиссного преодоления проявлений коррупции в системе правосудия». Ход меченым королем.
И пока наши бескомпромиссные депутаты ломают копья над тем, как Банковая проведет «оптимизацию системы судоустройства Украины в соответствии с вызовами и требованиями реального состояния», мы уже сейчас можем констатировать, что:
- во-первых, новоизбранный глава Верховного суда Станислав Кравченко, как и Князев, — компромиссная и согласованная фигура как в самом ВС, так и во властных, и политических кругах. «Старая гвардия» стоит насмерть, а мелкие укусы НАБУ зарастают на ней, как на собаке;
- во-вторых, провалилась стратегия конкурсов и отборов, сколько бы там ни было международников и какие-бы жесткие условия ни выдвигались к кандидатам. Общественному сектору придется признать, что «одна таблетка от всего» не сработала — причем не только в судебной системе — и вырабатывать новую стратегию защиты реформ;
- в-третьих, в фокусе основного внимания — Высший совет правосудия (ВСП), который в ближайшее время должен утвердить состав Высшей квалификационной комиссии судей (ВККС). Возможность/желание ВСП взять на себя лидерство в изменении судебной системы и дать шанс ВККС обновить ее кровь — основной вопрос ближайшей повестки дня;
- в-четвертых, антикоррупционный блок стал чуть ли не единственной опорой здоровых сил в стране. Только надежность связки НАПК—НАБУ—САП—ВАКС может вытащить нас из пропасти, в которую мы упали. Но если не устоит и он — а новый директор НАБУ Семен Кривонос еще не определил свою партию — у нас будет намного больше работы, чем мы ожидали. И сейчас, и после Победы.
Ваша неЧесть
Если Телеграмм-канал Князева с пророческим названием «Ваша неЧесть» умер в день задержания хозяина, то публичное молчание власти не исключило активной подковерной работы. Как уже сообщало ZN.UA, на оперативном избрании нового главы настоял профильный парламентский комитет. В частности, наши источники в парламенте рассказали, что и.о. главы Верховного суда Дмитрий Луспеник за неделю до пленума больше трех часов провел на заседании комитета, где ему настоятельно рекомендовали не тянуть с выборами нового главы, потому что «кто-то должен все это разруливать».
В числе кандидатов были председатель Конкурсной комиссии по отбору членов ВККС, судья Кассационного хозяйственного суда в составе Верховного суда Иван Мищенко (14 голосов «за»), судья Кассационного административного суда ВС Альберт Езеров (2), судья КАС ВС Наталья Коваленко (13). До последнего держал интригу участия в выборах председатель Кассационного уголовного суда в составе ВС Станислав Кравченко. В итоге он стал главой ВС (108 голосов).
За спиной Кравченко богатый опыт: негативный вывод Общественного совета добропорядочности (ОСД) за 2017 год, когда он претендовал на должность судьи Верховного суда; судебные решения, которые были предметом рассмотрения ЕСПЧ и которые он утаил; проблемы с декларированием гектара земли в Козельце; решение об «изменении содержания под стражей Пукача на подписку о невыезде, что дало тому возможность скрываться вплоть до июля 2009 года» — о чем открыто написал в том же 2017-м году нынешний член ВСП Роман Маселко.
Здесь важно уточнить, что Верховный суд сильно неоднороден. По информации наших источников, за три дня до задержания главы ВС Князева и адвоката-посредника Горецкого за взятку несколько судей Верховного суда встретились с американскими партнерами, имеющими отношение к судебной реформе. В то время как НАБУ вело Князева снаружи, используя в качестве агента друга и личного нотариуса главы ВС Кирилла Горбурова, судьи ВС внутри складывали свою картину происходящего. Однако на выборах прогрессивное крыло ВС осталось в критическом меньшинстве.
Несмотря на то, что накануне голосования информационное пространство накрыла волна негодования по поводу «добропорядочности» Кравченко, а также его предвыборных обещаний квартир судьям за счет государства, Верховный суд сделал свой выбор. И не оправившись от удара, который нанес по его репутации и легитимности Князев, политически рухнул.
«Влияние на расклады внутри Верховного суда всегда имели главы четырех кассационных судов ВС, — рассказывает наш источник в Верховном суде. — За несколько дней до голосования было общение в Zoom, где судьи обсуждали дату проведения пленума и возможную реформу Большой палаты ВС. Глава профильного парламентского комитета Маслов не случайно вписал в свое постановление пункт об оптимизации судебной системы. Под вывеской назревших перемен Банковая легко может перезапустить Большую палату. Сейчас там 21 судья, после перезагрузки может стать 10-15. В их число войдут судьи по квотам глав кассаций. Чем меньше людей, тем легче контролировать. Почему это так важно? Да потому что в Большой палате ВС обжалуются решения Высшего совета правосудия по привлечению судей к дисциплинарной ответственности. Контролируемая Большая палата — удавка еще и на шее ВСП, увольняющего из системы судей-нарушителей. Тут же в Большой палате слушаются апелляции по всем делам в отношении президента, парламента, ВСП и ВККС.
Плюс может быть объявлено (под маркой справедливости) новое квалификационное оценивание и проверка на добропорядочность всего состава ВС, что позволит завести в Верховный суд до 100 новых людей. Сейчас в Верховном суде 167 судей при штате в 200. До 100 судей в случае проверок могут уйти на высокооплачиваемую пенсию. Кто-то отсеется после проверок. Хотя это чистая авантюра, которая чисто технически может заблокировать на годы работу ВС», — заключил источник.
Но тут уж точно нужный законопроект не застрянет на два года под сукном у Маслова. Как некогда у нынешнего генпрокурора Костина застрял президентский (!) проект о ликвидации ОАСК. Тем более, что текст вышеупомянутого постановления ВРУ апеллирует прямо к СНБО, где председательствует президент. Для Зеленского это может стать отличным поводом эффектно перехватить молоток судебной реформы у гражданского сектора и шокированных международных партнеров. И взять реванш за провал в 2019-м, когда они не дали ему перезагрузить Верховный суд.
Провал конкурсов и удар по ОСД
Князев блестяще прошел конкурс в Кассационный административный суд в составе Верховного суда в 2017 году. Докладчиком по кандидатуре Князева был поддерживаемый общественными организациями и один из наиболее дотошных и беспощадных членов ВККС Андрей Козлов. Князев — судья из Николаева, кандидат наук и адвокат в прошлом, свободно владеющий английским, стал третьим в рейтинге из 55 отобранных судей. Как могло случиться, что умный воспитанный интеллигентный судья, на момент конкурса проживавший впятером с родителями жены в двухкомнатной квартире, доросший до главы ВС, которому искренне аплодировали коллеги и жали руки партнеры в США, ЕС и Великобритании, оказался махровым коррупционером? Откуда этот жаргон в стиле матерого торгаша (почти на «фене») в опубликованных разговорах с подельниками? Почему конкурс, где активное участие принимала общественность, не гарантировал чистоты результата?
В день собеседования с еще безусым Князевым (8:20:00—9:15:00) ВККС завалила и соискателя на мантию судьи Верховного суда главу ОАСК Павла Вовка. Кстати, его ТГ-канал тоже пророчески называется — «Под мантией». Но это не единственный сигнал Вселенной. Общественный совет добропорядочности был снисходителен к кандидату Князеву и ограничился не негативным выводом, а информацией о некоторых нестыковках с имуществом, а также неполиткорректных высказываниях будущего главы ВС.
На тот момент по закону комиссия ВККС могла не учитывать вывод ОСД, что, по мнению общественных организаций, позволило сформировать Верховный суд на основе выходцев из старой системы. Это отчасти подтвердило голосование ВС за консервативного Кравченко. По иронии судьбы, ОСД в день собеседования с Князевым представлял Сергей Верланов. Тот самый будущий глава Государственной налоговой службы, которого в январе 2021 года НАБУ объявило в розыск. По версии следствия, подозреваемый в злоупотреблении служебным положением чиновник, «отменил» пополнение госбюджета на более чем два миллиарда гривен. У меня нет комментариев. Одни вопросы.
Почему сегодня нет стопроцентной уверенности в новом составе ВСП, хотя все его члены прошли сито реформированного Этического совета? Почему невольно при этом возникает образ главы Этического совета судьи ВС Льва Кишакевича — друга Князева, который в мае пополнил состав Большой палаты Верховного суда? За какие заслуги? А я не знаю. НАБУ еще не выдвинуло подозрений другим судьям, взявшим деньги за законное (!) решение в пользу Жеваго.
Почему мы испытали разочарование после конкурса на директора НАБУ, когда наличие в списке Семена Кривоноса на самом старте указывало на него как на будущего победителя, способного обрадовать офис президента? Ого, какая у нас интуиция! А в конкурсной комиссии был известный международник Драго Кос, который насмерть бился за будущего главу САП Александра Клименко. Но почему-то не стал противиться финальной тройке с очевидным фаворитом Кривоносом.
«Можно заключить, что даже международные эксперты и их преимущественное право голоса не являются панацеей обеспечения полностью объективного результата. Это подтверждает и отбор в Высший совет правосудия. Перечисленные ошибки следует учесть при моделировании следующих процедур», — честно написала по горячим следам конкурса в НАБУ аналитик Центра противодействия коррупции (ЦПК) Елена Щербан.
Конкурсные процедуры зарегулированы и не унифицированы, каждый новый отбор превращается в некое соревнование по жесткости условий с предыдущим. В итоге мы становимся участниками абсурда, когда сегодня аплодируем конкурсной комиссии, успешно определившей 32 лучших кандидата в ВККС, а завтра публикуем список «нежелательных» из этих 32, которых «ни при каких обстоятельствах нельзя назначать в ВККС». Как они попали в список, если их отбирала комиссия с участием безупречно авторитетных международных экспертов?
Уже очевидно, что путь бесконечных проверок кандидатов в судебную, правоохранительную и антикоррупционную системы на старте не гарантирует долговременного результата. Как не обеспечивает его и участие в процессе отбора международников и общественности. Организм системы имеет дьявольски едкий желудочный сок, мгновенно растворяющий «чужих», превращая в «своих». А голос совести, который может спасти в этой ситуации, слышат не все.
Тест для ВСП и всей системы
Масштаб вызовов, которые сегодня стоят перед судебной системой, переживающей реальную катастрофу, сложно переоценить. После снятия коросты времен «общака» Януковича, тягучей ликвидации двумя (!) президентами спрута ОАСК с его влиянием на политическую систему государства — кейс Князева может показаться не таким масштабным. Но это только на первый взгляд.
Через два месяца после того, как Князев стал главой ВС, ушли в отставку десять членов Высшего совета правосудия. Деятельность совета остановилась на год. Через два дня после ухода членов ВСП началось полномасштабное вторжение, а в марте парламент принял закон, которым ряд полномочий ВСП передал главе Верховного суда. В том числе и единоличное принятие решений об откомандировании сотен судей с временно оккупированных территорий на более безопасные. К примеру, прошлой весной из Николаевского суда, где не была изменена подсудность в связи с войной, Князев единоличным решением в закрытом режиме перевел судью Светлану Гречаную в Киев. Позднее новая судья Печерского районного суда столицы сняла арест с ТРЦ Ocean Plaza, где торчат уши подсанкционных собственников. Как утверждают источники, по просьбе главы фракции СН Давида Арахамии.
Таким образом, до включения нового состава ВСП Князев сосредотачивал в своих руках фактически диктаторскую публичную власть в судебной системе. И, как оказалось, непубличную тоже.
Про Олега Горецкого и бек-офис Князева на базе юридической фирмы «Горецкий и партнеры» можно почитать и послушать в сводках НАБУ. Мы же приведем два факта, с которыми судьи ВС и ходили к международникам накануне разоблачения Князева НАБУ.
Во-первых, помимо, контроля над ВС и ВСП, главой Государственной судебной администрации Украины (ГСАУ) 20 апреля 2022 года Князев назначил своего земляка Алексея Сальникова. В ведении этого органа — все финансы, тендеры и закупки системы судопроизводства. Остается лишь догадываться, о чем Сальников говорил с Горецким возле здания Верховного суда буквально за три часа до начала операции НАБУ. Но судя по тому, как быстро и резко глава ГСАУ осудил коррупцию в системе, никаких секретов Сальников Горецкому не выдал. Или выдал, но все равно осудил.
Во-вторых, на мартовский форум глав хозяйственных судов страны во Львове Князев пригласил Олега Горецкого. Адвокат присутствовал не только на всех закрытых рабочих мероприятиях судей, но и на неформальных. Сидел по правую руку Князева, раздавал визитки и, не отходя от кассы, «решал вопросы по некоторым важным делам». А хозяйственные суды — это весь бизнес страны. После форума судьи уже открыто заговорили о бек-офисе и «особой миссии» Всеволода Князева в реформе судебной системы Украины. Что при бывшей главе ВС Валентине Данишевской было невозможно.
Роль и ответственность ВСП в сложившейся ситуации — глобальна. Как и вопросы, которые есть к ряду его членов. По свидетельствам судей, присутствовавших на форуме во Львове, Горецкий приехал туда не один, а в компании двух членов ВСП — опытной Оксаны Блаживской (назначена по квоте президента) и неопытной Юлии Боковой (избрана съездом судей, которым до сих пор правят судебные кланы). В чем прикол? Или бек-офис у ВС и реформированного ВСП был один?
По нашей информации, в нынешнем составе ВСП выкристаллизовалась группа, члены которой неформально общались с Князевым. И Горецким. Совместные праздники, встречи в ресторанах и пр. Совместное торжество прошло в честь дня рождения заместителя главы ВСП Дмитрия Лукьянова. Помимо уже упомянутых, в числе приближенных — Николай Мороз (квота ВРУ), Ольга Попикова (съезд судей). Глава ВСП Григорий Усик тоже был в контакте с Князевым, однако здесь мог сыграть роль статус обоих. И возможная благодарность Усика Князеву за поддержку, полученную в офисе президента. Итого: условные семь из 17 действующих членов ВСП входили в орбиту Князева.
Могли ли они влиять на стратегию ВСП в целом? Конечно. А повлиять на исход предстоящего голосования за членов ВККС? Безусловно. Однако, по нашей информации, на момент задержания Князева ВСП еще не приступал к обсуждению кандидатур. Плюс, по официальному заявлению главы САП Александра Клименко, следствие (несмотря на слитые в медиа три листочка с пометками Князева) не имеет доказательств реального влияния бывшего главы ВС на процесс отбора ВСП кандидатов в члены ВККС.
До момента избрания нового главы Верховного суда Станислава Кравченко, который уже стал членом ВСП, утверждение нового состава ВККС планировалось на понедельник. Однако Кравченко может на какое-то время придержать процесс. Если решит принять участие во внутренних консультациях по отбору кандидатов, на что сейчас уже имеет законное право. Общественные организации, понимая риски затягивания, настаивают на необходимости уточнения процедуры голосования. «Чтобы снять любые инсинуации на фоне ареста Князева, стоит провести не только открытое, но и поименное голосование», — говорят там.
При всей неоднозначности приведенных фактов у ВСП в ситуации обрушения Верховного суда (благодаря стараниям Князева, репутация ВС в глазах граждан практически нулевая, а его глава не имеет доверия) еще есть шанс взять на себя лидерство в судебной системе. Назначить членов ВККС и влить новую кровь в судебную систему. Наличие в ВСП здоровых сил, плюс четыре незаполненные вакансии и необходимая честная дискуссия внутри могут стать основой для этого.
Новая роль антикорблока
После того как ЦПК буквально выгрыз конкурс на главу САП, эффективность НАБУ и всего антикоррупционного блока выросла в разы. Результат есть. Без него никакие конкурсы, отборы и проверки не имеют смысла. Задержание фигуры масштаба Князева, ставшее сюрпризом для Банковой, — четкий сигнал власти и элитам: закон смотрит на вас. Даже если вы работаете в офисе президента и к вам на день рождения съезжаются все ключевые силовики страны. Даже если вы министр обороны и вам вдруг подумалось, что вашим «яйцам по 17 грн за штуку» уже ничто не угрожает. Даже если за оказанную в кресле генпрокурора услугу вас наградили сытой жизнью в сказочной Швейцарии... Даже если вы стали новым главой ВС и решили, что вас прикроют на самом верху. Князев тоже так думал.
Не удивительно, что все внимание по взятке в три миллиона долларов для главы Верховного суда на брифинге антикорблока было приковано к директору НАБУ Семену Кривоносу. Он докладывал по самому крупному коррупционному кейсу за всю историю Украины. Но это пока еще не его заслуга. Пока Кривонос только встал рядом с профессиональной командой. Но, заметим, информация об операции от него никуда не утекла: президенту он позвонил не до, а сразу после ее успешного проведения.
…Подводя итоги, отметим, что даже после задержания Князева Верховный суд не выполнил своей основной антикризисной задачи: дать сигнал обществу и международным партнерам, что урок усвоен. Вместо этого закрытый клуб избранных наспех сменил хозяина (американцы в неофициальном общении говорят, что сотрудничество с новым главой ВС Кравченко будет носить формальный характер) и повесил еще один замок на двери. Но «Акела промахнулся», дав «зеленый» свет власти, которая, пользуясь случаем, сначала снесет Большую палату, а потом почистит весь Верховный суд.
В этой ситуации единственная надежда на запуск ВККС, которая откроет двери в систему двум с половиной тысячам новых судей. Создав качественную основу на самом базовом уровне, что со временем позволит оздоровить и верхушку.
Надежды на реальную судебную реформу сверху нет. В то время как мы воюем за то, что отличает нас от России, наши элиты, поджав подмоченные хвосты, работают на укрепление российских ценностей несвободы и непрозрачности — в Украине. Все, кто промолчал.