UA / RU
Поддержать ZN.ua

Глава НАПК прокомментировал то, что Резников сначала уничтожил антикоррупционное подразделение Минобороны, а сейчас его «перезагружает»

Помогают перезагружаться министру его постоянный заместитель по финансовой части Ростислав Замлинский и, по информации ZN.UA, советник Андрей Мирошниченко.

По информации ZN.UA, Ростислав Замлинский отвечает за финансы Министерства обороны и одновременно контролирует весь антикоррупционный блок, включая антикоруправление, внутренний аудит и инспекцию. После коррупционного скандала и ареста заместителя министра Шаповалова и главы Департамента госзакупок Хмельницкого министр обороны показательно сменил заместителей, но деньги и контроль остались под Замлинским и советником Резникова еще со времен Киевсовета Андреем Мирошниченко. Который, кстати, по словам работников МО, не выходит из приемной министра. Эта команда, напомним, очень «эффективно» работала в «Фонде 3000», который «потерял» миллиарды олигархов, заботясь о строительстве «Больницы будущего».  

Но Резников на всех уровнях представляет «перезагрузку» антикоррупционного блока МО, перед тем обвинив во всех бедах именно антикоррупционное подразделение (его курирует НАПК), «не справившийся с задачами». ZN.UA стало известно, что именно министр обороны после ряда докладов о нарушениях, в том числе и в сфере закупок министерства, пошел на незаконное сокращение антикоррупционного управления, которое с лета, находясь в стадии расформирования, практически не работало. Что именно министр обороны только в декабре после третьего (!) предписания НАПК с требованием прекратить незаконные действия отменил директиву о том, что управление будет сокращено. Но сразу начал служебную проверку антикоруправления, по сути выдавливая его руководителя Чухрая с должности. Эту странную перезагрузку прокомментировал глава Национального агентства по предотвращению коррупции Александр Новиков в интервью редактору отдела политики Инне Ведерниковой.

«О Мирошниченко и его бэкграунде в НАПК ничего не известно, но в Министерстве обороны действительно сложилась ситуация, когда закон относительно уполномоченного антикоррупционного подразделения был нарушен. Правда, не по инициативе министра, а по инициативе его первого заместителя Замлинского», - заявил Новиков.

На вопрос, мог ли министр отдавать эту компетенцию заместителю, учитывая очевидный конфликт интересов, Новиков ответил:  

«Что касается нарушения закона относительно полномочий господина Замлинского, то оно действительно произошло. И здесь есть признаки конфликта интересов, потому что уполномоченное подразделение подчинялось заместителю министра, в деятельности которого содержалось больше коррупционных рисков. Но хочу сказать для объективности, что на сегодняшний день у нас есть конфликт двух норм — нормы Закона о центральных органах исполнительной власти и Закона о предотвращении коррупции.  

Закон Украины о центральных органах исполнительной власти отмечает, что у министра, у руководителя ЦОИВ должен быть заместитель, ответственный за антикоррупционную деятельность. Закон о предотвращении коррупции говорит, что уполномоченное подразделение по вопросам предотвращения коррупции (им, кстати, может быть и уполномоченное лицо, и заместитель министра) должно непосредственно подчиняться руководителю органа исполнительной власти. Поэтому здесь ситуация обусловлена и коллизией в законодательной плоскости».

Но, по словам Новикова, когда в НАПК это установили, то внесли предписание министру обороны об отмене приказа о передаче полномочий Замлинскому.  

Читайте также: Одно яйцо за 17 грн: глава НАПК объяснил, почему в Минобороны не сработал антикоррупционный механизм

«Кроме того, в то время, когда мы проводили проверку МО, было зафиксировано, что управление ликвидировано и превращено в отдел, уточняет глава НАПК.   — В результате уменьшилась численность штата, а отдел по работе с обличителями был ликвидирован. Такие действия, очевидно, не соответствовали Закону о предотвращении коррупции в части обеспечения соответствия штатной численности уполномоченного подразделения, количества работников в организации и имеющихся рисков.

Потому мы подали предписание повторно. И, следует отдать должное министру обороны, он признал ошибку, фактически спровоцированную из-за этой коллизии и служебных докладов его первого заместителя Замлинского. Он отменил как директиву подчинения уполномоченного подразделения первому заместителю министра, так и директиву по ликвидации управления предотвращения коррупции в Министерстве обороны. И таким образом вернул ситуацию в законное русло».

Но это произошло на пятый месяц войны, когда каждая копейка имеет значение. Более того, за   информацией ZN.UA, де-факто ничего не изменилось, и господин Замлинский продолжает расписывать документы, только уже на заместителя руководителя антикоруправления.

«По первым двум — действительно, не были выполнены требования к предписаниям, и в связи с этим мы направили в Министерство обороны уже третье предписание, с описанием всей ситуации, всех фактов о коррупционных рисках. Некоторые были связаны, в том числе с ограничением самостоятельности уполномоченного подразделения, непривлечением его к рассмотрению жалоб о коррупции со стороны других подразделений МО. То есть там вопросы были как к руководству МО, так и к деятельности уполномоченного подразделения. Но прежде они были обусловлены необеспечением операционной независимости».

Проще говоря, уполномоченный с лета не имел доступа к министру и документам министерства, а давление на него стали оказывать, когда он начал докладывать, что у МО есть финансовые нарушения.

«Об этом более подробно, пожалуй, может рассказать сам уполномоченный. Но мы действительно установили, что, например, подразделения, рассматривавшие обращение о коррупции, не привлекали уполномоченное подразделение. А госсекретарь министерства господин Ващенко с замминистра г-ном Замлинским блокировали обращение документации между руководителем министерства обороны и уполномоченным подразделением».

Но будет ли глава НАПК защищать антикоррупционного уполномоченного МО и мундир Нацегенства? Потому что сейчас идет внутреннее расследование по антикоруправлению, а не министерства в целом. Задним числом в МО могут быть составлены приказы о дисциплинарных взысканиях и г-н Чухрай будет подавать заявление в ДБР.

Читайте также: После коррупционного скандала в Минобороны НАПК создает отдельное управление для сектора безопасности и обороны

«Согласно закону Украины о предотвращении коррупции, предусмотрено, что когда увольнение уполномоченного осуществляется по инициативе руководителя учреждения, то НАПК должно дать согласие или отказать в предоставлении согласия, — ответил Новиков.  — Согласия на увольнение НАПК не предоставляла, но хочу сказать, что при наличии согласия сторон или по инициативе самого уполномоченного такое согласие не требуется.

Год назад Национальное агентство по выполнению запроса Кабинета министров и Министерства юстиции подготовило новый порядок проведения служебных расследований в таких ситуациях. Новая редакция постановления №950. Но в течение года Кабинет министров никак не вынесет его на рассмотрение. Это постановление (в случае его принятия) обеспечило бы более быстрое и объективное проведение служебных расследований в таких ситуациях. Запрос был от правительства, но правительство уже год не может утвердить это постановление.

Кроме того, антикоррупционная программа четко ставит акценты: изменение структуры и штата антикоррупционных подразделений ЦОИВ после внесения соответствующих изменений в законы будет согласовываться с НАПК. Чтобы больше не было ситуации, как из Минобороны. Это позволит нам защищать уполномоченных от любых неправомерных действий в органах, в которых они работают.

Но ведь нам нужно, чтобы «тон сверху» был для всех министров, а не только для министра обороны. И президент, и премьер-министр должны постоянно напоминать высшим государственным чиновникам о преданности добродетели. И не только на словах, но и своими решениями демонстрировать нетерпимость к коррупционным действиям», — резюмировал глава НАПК.