Требуя в Украины внести законодательные изменения в институт заключения соглашений со следствием во время расследования коррупционных дел Европейская комиссия указывала на необходимость уменьшения судебных тяжб в таких производствах, порой на годы застрявших в судах. Между тем международные партнеры увидели уже готовый, но направленный совершенно не на ту цель законопроект, пишет в своем материале «Что не так с законопроектом о повышении эффективности сделок со следствием?» Татьяна Безрук.
Журналистка напомнила, что дискуссия о необходимости уменьшения наказания для обличителей организаторов разного рода схем по обворовыванию государства продолжается уже давно. В первую очередь потому, что такие дела очень долго тянутся в судах, а соучастники преступления отказываются раскрывать данные из-за предусмотренного серьезного наказания даже несмотря на соглашение со следствием.
Однако, несмотря на согласование необходимости трансформации в этом направлении, Кабинет министров и парламент решили воспользоваться случаем и продвинуть выгодное для себя видение.
«Правительство и нардепы решили бежать быстрее, но не смотреть на табло, и прописали/проголосовали за норму, которая говорит, что к лицу, подозреваемому/обвиняемому по делу о коррупции, «может быть применено наказание ниже, чем предусмотрено санкцией статьи, за условия разоблачения других участников преступления и/или полного возмещения причиненного ущерба». То есть обвиняемый может разоблачить преступную схему, а может и не разоблачить, просто заплатив деньги. То есть «или – или», а не «и – и», - отмечает автор материала.
При этом основной комитет, предлагавший законодательные изменения – по вопросам правоохранительной деятельности – проигнорировал важное замечание коллег из антикоррупционного комитета о коррупционных рисках в такой норме.
Причиной таких действий парламента Безрук называет немало подозрений, которые НАБУ и САП объявили нескольким десяткам топ-чиновников, которые предпочитают заплатить немалую, чтобы не попасть в тюрьму.
Как отметила глава антикоррупционного комитета Анастасия Радина в комментарии ZN.UA, прописанная в принятом в первом чтении законопроекта формула — это фактическая легализация откупа от наказания за коррупцию.
«Договорился, оплатил — и все, к тебе нет вопросов. Чтобы законопроект действительно соответствовал лучшим мировым практикам, а главное — интересам украинцев, нужно убрать вариативность и сделать обязательными условиями заключения соглашения со следствием и возмещение ущерба, и разоблачение сообщника, организатора или другого лица», — подчеркнула депутат.
В то же время курьезным получился и тот момент, что европейские партнеры, подтвердившие необходимость такой реформы, увидели уже зарегистрированную версию законопроекта с возможностью полного откупа. Как, кстати, и представители САП, работавшие над разработкой законопроекта и предоставившие свои предложения, которые правительство не учло.