Глубокие экономические, медицинские и судебные различия помогают объяснить ярость протестующих по поводу смерти Джорджа Флойда, пишет The Economist.
По данным Бюро переписи населения, афроамериканцы зарабатывают лишь три пятых от того, сколько зарабатывают неиспаноязычные белые. В 2018 году средний доход чернокожих домохозяйств составлял 41 400 долларов США по сравнению с 70 600 долларов США для белых. Этот разрыв велик. В Британии, где расовые отношения также могут быть напряженными, черные зарабатывают примерно 90% от того, сколько зарабатывают белые. Американский разрыв в доходах уже, чем в 1970 году, когда афроамериканцы зарабатывали лишь вдвое меньше, чем белые. Но все улучшения произошли между 1970 и 2000 годами, и с тех пор все снова ухудшилось. Разрыв в доходах чернокожих несколько уменьшился после увеличения расходов федеральных властей. Но вскоре он может стать шире, потому что афроамериканцы занимают много неквалифицированных рабочих мест, которые могут стать наиболее уязвимы к рецессии, вызванной коронавирусом.
Показатели доходов занижают реальное экономическое неравенство, поскольку они описывают только тех, кто работает. Согласно исследованию, проведенному Патриком Байером из Университета Дьюка и Кервином Чарльзом из Чикагского университета, ошеломляющие 35% молодых чернокожих мужчин являются безработными или вообще не работают, что в два раза превышает долю белых. Это огромное число, по-видимому, связано с высокой долей афроамериканцев, лишенных свободы: помимо тех, кто находится в тюрьме, многие перестали искать работу, потому что работодатели не будут предлагать работу бывшим преступникам. Таким образом, судебные диспропорции, лежащие в основе протестов в отношении Флойда, также усиливают неравенство в доходах и занятости.
Разрыв в благосостоянии между чернокожими и белыми еще больше, чем разрыв в доходах. Согласно опросу, проведенному Советом Федеральной резервной системы в 2017 году, среднее чистое число по благосостоянию афроамериканцев составляло лишь десятую часть стоимости активов неиспаноязычных белых: $ 17 600 по сравнению с $ 171 000. Разрыв остается таким же, каким он был в 1990 году. Это пронизывает повседневную финансовую жизнь афроамериканских домохозяйств. В два раза больше чернокожих, чем белых, имеют нулевой или отрицательный чистый капитал (например, долги, превышающие активы); за последние 60 дней чернокожим вдвое больше было отказано в кредите или задерживались платежи; более чем в два раза больше людей заявили, что они не могут оплатить все свои счета за текущий месяц; Только 43% говорят, что они могут одолжить 3000 долларов в экстренных случаях у семьи или друзей, по сравнению с 71% белых. С финансовой точки зрения, гораздо больше афроамериканцев, чем белых, живут на краю пропасти, их отделяет один чек от трагедии.
Covid-19 был катастрофой, и афроамериканцы пострадали больше всего. Чернокожие и латиноамериканцы из Нью-Йорка в два раза чаще умирают от ковид-19, чем белые; черные чикагцы, в пять раз чаще. Отчасти это связано с тем, что они широко представлены в местах, которые продолжали работу на протяжении всей эпидемии (уход за больными, водители-носители); отчасти потому, что они чаще, чем белые, не имеют медицинской страховки (12,2% не имеют страховки против 7,8% в 2018 году); и прежде всего потому, что у них больше хронических проблем со здоровьем, которые делают людей уязвимыми для этой болезни. По данным Центров по контролю и профилактике заболеваний, афроамериканцы в возрасте от 18 до 49 лет в два раза чаще умирают от болезней сердца, чем белые, на 50% чаще имеют высокое кровяное давление и почти в два раза чаще имеют диабет.
В этой вспыхнувшей проблеме существуют свидетельства как судебного неравенства, так и связи между этим и экономическим статусом. По данным Бюро юстиции, в 2016 году число заключенных на одного человека было в шесть раз выше для чернокожих, чем для белых (и это, как ни удивительно, было улучшением: в 2006 году оно было в семь раз выше). Афроамериканцы, которые часто живут в бедных, криминальных районах, совершают больше преступлений на человека, чем белые, но не в шесть раз больше.
Исследование, проведенное учеными из университетов Мичигана и Британской Колумбии, показало, что афроамериканцы и латиноамериканцы получают более длительные сроки за одно и то же преступление. В другом исследовании утверждается, что это связано с тем, что судьи не думают, что афроамериканцы могут заплатить штраф вместо того, чтобы попасть в тюрьму, и опасаются, что в случае освобождения они не смогут устроиться на работу и вернутся к уголовной деятельности. Другими словами, бедность и безработица усложняют практику вынесения приговоров чернокожим, а тем самым труднее получить работу черным.
Неудивительно, что так много протестующих считают, что афроамериканцы не равны перед законом, не равны с точки зрения доходов и работы и не равны с точки зрения здоровья.
Ранее сообщалось, что Папа Римский призвал к прекращению насилия. Франциск назвал смерть афроамериканца Флойда трагедией, заявив, что молится за него и всех, кто "потерял жизнь из-за греха расизма".
Подробнее о том, что привело к масштабным протестам в США читайте в матереале Алексея Коваля "Американская демократия после Джорджа Флойда" на ZN.UA.