Когда российский диктатор Владимир Путин наконец заговорил о самом страшном за последние 20 лет террористическом нападении на Россию – расстреле посетителей концертного зала «Крокус», он умолчал о вопиющей несостоятельности своих служб безопасности предотвратить нападение, в результате которого погибли по меньшей мере 133 человека. Соединенных Штатов от 7 марта о том, что удар по концертному залу может быть неизбежен, отмечает издание The Washington Post.
«Он также не упомянул об «Исламском государстве» (ИГИЛ), которое взяло на себя ответственность за нападение и которое Путин неоднократно осуждал как врага в течение длительной военной интервенции России в Сирии. В 2017 году Путин объявил о победе над «Исламским государством». Путин же использовал свое пятиминутное телевизионное выступление [на следующий день], чтобы подчеркнуть, что четверо непосредственных исполнителей «двигались в сторону Украины», когда их задержали, и что «с украинской стороны для них было подготовлено окно для пересечения государственной границы». Он не обвинил напрямую Украину, которая отрицает какую-либо причастность, но упоминание о «нацистах» – его привычном ярлыке для украинского правительства – дало понять, что он обвиняет Киев», – пишут авторы статьи.
«В трудные моменты Путин всегда исчезает»
Они отмечают, что ужасные видеозаписи, сделанные нападающими с автоматическим оружием, хладнокровно убивающими невинных посетителей концерта и поджигающих одно из самых популярных развлекательных заведений российской столицы, разбили усилия Путина представить Россию как сильное, сплоченное и устойчивое государство.
Нападение произошло всего пять дней спустя после «переизбрания» на новый шестилетний срок на так называемых «выборах Путина», которые российский диктатор использовал для того, чтобы продемонстрировать общественную поддержку своей политики.
Несмотря на риторику Путина, пытавшегося обвинить Украину, аналитики, бывшие сотрудники американских спецслужб и представители российской элиты заявили, что нападение подчеркнуло уязвимость путинского режима военного времени, которая стала очевидной, когда Евгений Пригожин возглавил своих наемников «Вагнера» во время краткосрочного мятежа, направленного на смещение высших должностных лиц оборонного ведомства в июне 2023 года.
«Режим демонстрирует свою слабость в таких критических ситуациях, как это было во время мятежа Пригожина», – сказал Андрей Колесников, старший научный сотрудник Центра Карнеги Россия-Евразия. Хотя Пригожин отказался от восстания, вред был очевиден. Тогда, как и во время этих выходных, Путин не появлялся в течение нескольких часов, прежде чем наконец решить чрезвычайную ситуацию. «В трудные моменты Путин всегда исчезает», – сказал Колесников.
Проигнорированные предупреждения
Всего за три дня до нападения в «Крокус Сити» Путин отверг предупреждение США о потенциальной неизбежной террористической атаке как «открытый шантаж» и как «попытку запугать и дестабилизировать наше общество».
Но с его авторитарной властью и практически отсутствием желающих бросить ему вызов, российский лидер вряд ли столкнется с какой-либо критикой или последствиями за то, что не принял предупреждения более серьезно.
Когда в прошлом Россия страдала от террористических атак, Путин часто обвинял Запад в их подстрекательстве. Аналитики считают, что российский лидер почти наверняка попытается сделать это и в этот раз. Ведущая кремлевская пропагандистка Маргарита Симоньян, руководитель государственного телеканала RT, уже в субботу заявила, что предупреждение американцев перед атакой свидетельствует о том, что они участвовали в ее подготовке.
Бывшие американские чиновники и аналитики заявили, что риторика, обвиняющая Украину и коллективный Запад, вероятно, продолжится и может привести к дальнейшим репрессиям, поскольку Путин пытается мобилизовать свою нацию на затяжную войну.
«С осады «Норд-Оста» ничего не изменилось»
Другие заявили, что кровопролитие вызвало жуткое эхо эпохи, которую Путин считал давно минувшей – во время его первых двух президентских сроков в 2000-х годах, когда Россию охватили смертоносные террористические атаки, которые он впоследствии использовал для оправдания жесткой реакции военных и служб безопасности и укрепления своей власти.
Они указали на очевидное отсутствие должной безопасности в «Крокус Сити», огромном развлекательном и торговом центре на окраине Москвы, несмотря на предупреждения со стороны правительства США.
«Крокус Сити – это гигантское место со множеством концертных залов. Там должна быть серьезная безопасность, и там должно было быть много полиции. Почти то же произошло 20 лет назад во время осады театра «Норд-Ост», и с тех пор ничего не изменилось», – сказал один московский бизнесмен, отметив, что рядом расположены офисы московского регионального правительства.
Российский академик, имеющий тесные связи с высокопоставленными московскими дипломатами, дал похожую оценку неспособности России предотвратить нападение.
«Понятно, что мы будем искать украинские следы и, возможно, следы западных спецслужб. Но наверняка любое расследование выявит провалы в работе наших спецслужб», – сказал академик, говоривший на условиях анонимности, поскольку путинский режим часто мстит критикам.
Российские спецслужбы вложили огромные ресурсы в мониторинг передвижения оппонентов путинского режима, используя технологию распознавания лиц, чтобы отслеживать и допрашивать тех, кто принимал участие в недавнем протесте против выборов Путина или кто возлагал цветы в честь Алексея Навального, оппозиционного лидера, в прошлом месяце.
Но обеспечение надлежащей безопасности граждан от угроз, происходящих от известных террористических группировок, похоже, опустилось в списке приоритетов, отмечают аналитики, несмотря на то, что страна постоянно сталкивается с террористическими нападениями в течение многих лет, в том числе с двумя, которые были совершены или приписываются «Исламскому государству» в 2019 году.
«Везде чувствуется, что мы живем в полицейском государстве, которое пристально следит за каждым гражданином. Сейчас людей часто останавливают и проверяют на входе в метро. В аэропортах безопасность стала гораздо жестче....Возникает вопрос, как такое вообще могло произойти», – сказал Колесников.
Сбои в российской системе безопасности – не исключение, а норма
«Если только это не очень громкое публичное событие, как Олимпиада, или если в нем не участвует Путин... российская бдительность по поводу серьезной безопасности всегда ослаблена. Вам действительно нужно иметь продуманную систему, направленную на такие угрозы, а они были сосредоточены в других местах», – сказал один из бывших высокопоставленных сотрудников американской разведки, который говорил на условиях анонимности, чтобы обсудить щекотливые вопросы.
Во время своего телевизионного обращения в субботу Путин не коснулся оценки американских официальных лиц, заявивших, что нет «никаких оснований сомневаться» в том, что ответственность за теракт взял на себя базирующийся в Афганистане филиал «Исламского государства».
Бывшие американские чиновники заявили, что потенциальная террористическая угроза Центральной Азии стала слепым пятном для режима Путина, поскольку он сосредоточился на преследовании политических врагов в России и на угрозах, связанных с вторжением в Украину, включая удары беспилотников и трансграничные атаки.
«Они не предоставили приоритет угрозе со стороны ИГИЛ, в состав которой входят многие выходцы из Центральной Азии. Тысячи выходцев из Центральной Азии присоединились к «Исламскому государству», многие вернулись из Сирии и Ирака после потери халифата. Многие поднялись к очень высоким должностям и пришли из армии, полиции или разведывательных служб ряда центральноазиатских государств. Центральноазиатский элемент ИГИЛ всегда был нацелен на Россию. Я не думаю, что российская разведка была шокирована или удивлена тем, что возникла проблема. Она просто не была достаточно важной в их повестке дня», – сказал Дуглас Лондон, бывший высокопоставленный офицер ЦРУ, специализирующийся на борьбе с терроризмом и Центральной Азии и работающий адъюнкт-профессором в Школе дипломатической службы Джорджтаунского университета.
Напомним, Путин публично отреагировал на расстрел россиян в «Крокусе» только через 17 часов спустя. «Путин вместо того, чтобы заниматься своими гражданами России, обращаться к ним, сутки молчал – думал, как это притянуть к Украине. Все абсолютно предсказуемо», – отреагировал на заявления диктатора президент Украины Владимир Зеленский.
Очередной теракт в России заставляет задуматься, не является ли это очередным инсценировкой Кремля для достижения своих целей. ZN.UA сделало подборку о наиболее резонансных терактах за последнюю четверть столетия, в которых читается «почерк Путина».