UA / RU
Поддержать ZN.ua

WP: Китай еще не использовал мощное оружие в торговой войне с США - туристов

Все меньше китайских руководителей бизнеса, туристов и студентов посещают США, что свидетельствует о том, что торговая война между Вашингтоном и Пекином может реализовываться непредсказуемыми и дорогостоящими способами.

Зарождающийся спад, наблюдаемый при оформлении виз и бронировании авиабилетов, не является результатом официальных действий Пекина. Но этим подчеркивается мощное оружие, которое Китай мог бы использовать в торговой войне. Ежегодно китайцы тратят 60 миллиардов долларов на американские услуги, такие как путешествия и туризм, пишет The Washington Post.

Согласно официальной статистике Госдепартамента США, с мая по сентябрь 2018-го на 102 тысячи китайцев меньше получили американские деловые, туристические и образовательные визы, чем за тот же период прошлого года. По данным Skyscanner, поисковой системы, принадлежащей крупнейшей туристической компании Китая, резервирование китайских авиалиний в направлении США сократилось на 42% в первую неделю октября. Примечательно, что на эти даты в Китае припадает национальный праздник, что обычно означает увеличение потока туристов за границу.

В отличие от торговли товарами, из-за которой президент Трамп часто жалуется на большой торговый дефицит с Китаем, США обладают значительным профицитом услуг, что делает такую торговлю большой потенциально уязвимой целью в длительной торговой войне. С 2011 года торговля услугами США с Китаем выросла более чем в три раза быстрее, чем поставки товаров, на которых обычно сосредотачивается Трамп.

"Мы ожидали, что они попробуют целый ряд вещей, чтобы побудить нас отступить", - сказал высокопоставленный американский чиновник, который предпочел сохранить анонимность, - и добавил, - "Это не сработает. Но мы надеемся, что Китай этого не сделает", - заявил он.

Китай уже применял такую тактику раньше. Во время дипломатического конфликта с Южной Кореей в прошлом году китайское правительство запретило продажу туристических туров в Сеул и остров Чеджу. В течение нескольких месяцев бойкот стоил южнокорейским предприятиям почти 7 миллиардов долларов.

Но торговое эмбарго может лишить туристическую индустрию США самых прибыльных клиентов - китайские туристы тратят в среднем $ 6,900 на каждую поездку, а также повредить американским университетам. В прошлом году Китай отправил в США более 350 тысяч студентов. В Иллинойском университете в Урбана-Шампейн, который является одним из самых популярных вариантов для студентов из Пекин и Шанхая, в этом году насчитывается 5 845 китайских студентов. Для сравнения в прошлом году количество студентов из Китая составляло 950 человек. Иностранные студенты привлекательны для таких учебных заведений, потому что обычно они платят гораздо больше, чем коренные жители штатов.

Если Китай решит расширить торговую войну, сдерживая расходы своих граждан на поездки, финансовые услуги или консалтинговые контракты, США почувствуют это воздействие быстрее, чем если бы Пекин взимать дополнительные налоги на американские товары, согласно исследованию Джой Дантун Ма, проведенному в Институте Полсона в Чикаго.

Китайским производителям необходимо время, чтобы перестроить сложные цепи поставок, но потребители могут легко изменить планы на отдых, чтобы посетить Тоскану, а не долину Напа, говорится в исследовании.

"Если произойдет эскалация конфликта, ожидается, что он переместится на другие отрасли, такие как туризм", - сказала Ма.

Отмечается, что сфера услуг сильно отличается от экспорта товаров. "Когда спрос на что-то исчезает, вы не замечаете это немедленно. Но когда спрос на услуги уходит, цифры сразу падают". По данным Департамента торговли США, наибольшей категорией услуг являются поездки и туризм, которые в прошлом году принесли американским авиакомпаниям, гостиницам и туристическим операторам 32 миллиарда долларов, вдвое больше, чем продажи самолетов США в Китай.

"У нас есть хорошая идея относительно Китая", - сказал Джонатан Грелла, исполнительный вице-президент по связям с общественностью в Американской ассоциации путешествий, отраслевой группы, которая в прошлом месяце встретилась с президентом США Дональдом Трампом в Белом доме, чтобы поделиться своими опасениями относительно снижения числа прибывающих иностранных туристов.

Прежде чем Дэн Сяопин начал открывать экономику для иностранного влияния в конце 1970-х годов, китайские граждане, которые хотели путешествовать, должны были получить разрешение своих рабочих подразделений и местных полицейских органов. Туристические выезды не были распространены. Но по мере того, как Китай стал более процветающим, число китайцев, выезжающих за рубеж, резко выросло. По данным Департамента торговли, в 2016 году в США прибыло около 3 миллионов туристов, по сравнению с 525 тысячами в 2009 году.

"Это не просто какой-то рынок", - сказал Грелла, отмечая, что членам его команды еще предстоит обнаружить причины снижения количества туристов, -"Китай обладает огромным экономическим потенциалом", - подчеркнул он.

Китайские лидеры могут сомневаться, стоит ли бойкотировать США, опасаясь, что они встретят возмущение граждан среднего класса, которые хотят получить американские дипломы для своих детей или просто хотят увидеть Голливуд или Манхэттен. В июле, когда молодой монголец взорвал небольшую бомбу возле посольства США в Пекине, люди вернулись в очередь на получение визы менее чем через час, даже когда кровь подрывателя все еще была на тротуаре.

"Эта так называемая торговая война - это просто политическая игра между государственными лидерами Китая и США. Если вы решили не путешествовать в США только потому, что ненавидите Трампа, то, вероятно, вы также присоединились бы к бойкоту против американских продуктов, если бы Хиллари Клинтон была президентом. Национализм никуда нас не приведет", - сказал 50-летний китаец Чжоу, подавший в этом месяце заявку на визу для посещения Лос-Анджелеса, Сан-Франциско и Лас-Вегаса.

Чжоу провел шесть с половиной часов в очереди под зданием посольства США в Пекине, чтобы заполнить свою визовую форму, что указывает на то, что ограничить поездки в Соединенные Штаты будет значительно сложнее, чем предыдущий запрет на посещение китайскими путешественниками Южной Кореи.

"Я думаю, что это маловероятно. США является более крупным и важным местом, чем Корея. Связи важнее", - заявил Энди Ротман, инвестиционный стратег Matthews Asia.

До сих пор спор между двумя крупнейшими экономиками мира ограничивался их ежегодной торговлей товарами в размере 635 миллиардов долларов. Трамп ввел таксу примерно на половину китайских товаров, которые ежегодно покупают американцы, и Китай ответил аналогичными сборами.

Поскольку Китай покупает гораздо меньше у США, чем продает американцам, он не может сравниться с тарифами Трампа. Китайские чиновники пока не стремятся к эскалации конфликта, надеясь, что согласованные договоренности станут возможны после ноябрьских выборов в Конгресс. Но ситуация может измениться, если переговоры застопорятся, и обе стороны, похоже, готовятся к борьбе. Трамп и лидер Китая Си Цзиньпин планируют встретиться в кулуарах саммита G-20 в следующем месяце в Буэнос-Айресе, но большинство аналитиков не ожидают дипломатического прорыва.

"Президент Трамп серьезен в том, что, если китайцы не будут вести себя немного лучше, не перестают красть нашу интеллектуальную собственность, не снизят тарифы на нашу продукцию, тогда, знаете, это может продолжаться дольше", - сказал Кевин Хассетт, председатель Совета экономических советников Белого дома.

Тенденции к торговой войне накаляют обстановку по обе стороны Тихого океана. В июле китайское посольство в Вашингтоне предупредило своих граждан о том, что поездки в Соединенные Штаты рискованны из-за высоких медицинских счетов, насилия с применением оружия и уличной преступностью.

"Общественная безопасность в Соединенных Штатах не очень хорошая", - говорится в заявлении посольства.

По словам Ctrip, крупнейшей туристической компании в Китае, предупреждение привело к тому, что США опустились на девятую ступеньку в списке самых популярных туристических направлений для китайцев, с шестого места в 2017 году.

В Лос-Анджелесе, наиболее посещаемом китайскими туристами городе, чиновники совета по туризму настороженно относятся к потенциальным последствиям торговой войны. Туристический совет города, у которого есть офисы в четырех городах Китая, утверждает, что в этом году ожидается 1.2 миллиона китайских туристов, что в два раза больше, чем в 2013 году. Наряду с посещением таких традиционных достопримечательностей, как Universal Studios или Лос-Анджелес Лейкерс, многие китайские туристы также покупают сувениры домой, сказала Кэти Смитс, вице-президент Лос-Анджелеса по туризму и конгрессу.

"Мы крайне внимательно следим за развитием ситуации, поскольку это важный рынок. Просто то, что мы позитивно настроены сейчас, не означает, что в краткосрочной перспективе не может быть изменений", - отметила Смитс.

25 сентября в США вступили в силу новые 10% пошлины на импорт из Китая на сумму в $ 200 миллиардов. Одновременно в Китае начали действовать новые пошлины на ввоз американских товаров на $ 60 миллиардов. До этого действовали взаимные пошлины на продукцию стоимостью в $ 50 млрд.

Ранее сообщалось, что торговые переговоры США и Китая оказались на грани срыва. Ранее США уже обложили сборами ввозимую из Китая продукцию на $ 50 млрд в год. Таким образом, американские пошлины могут превысить полтриллиона долларов. Торговое представительство США опубликовало список из 1300 наименований китайских товаров, на которые могут быть наложены пошлины.