Уже в это воскресенье в Германии пройдут выборы в Бундестаг. Конец эпохи Меркель означает неопределенность в отношении политического курса, который Германия и ЕС, вероятно, будут проводить в отношениях с Восточной Европой в будущем. Россия, в частности, была приоритетом для канцлера Ангелы Меркель. Она снова и снова напрямую обращалась к президенту России Владимиру Путину, даже когда перспективы повлиять на его внутренний или внешнеполитический курс были невелики. Тем самым она продемонстрировала, что прямые контакты по-прежнему важны, несмотря на противоречивые интересы, и что диалог и санкции не должны рассматриваться как дихотомия.
Директор немецкого Центра восточноевропейских и международных исследований (ZOiS) Гвендолин Сассе пишет, что канцлер Меркель сыграла ключевую роль в формулировании и поддержании режима санкций ЕС против России после аннексии Крыма в 2014 году и начала поддерживаемой Россией войны в Восточной Украине. Она также была движущей силой переговоров в Нормандском формате, в ходе которых Украина, Россия, Германия и Франция пытались привести к деэскалации войны в Донбассе. Этот формат привел к заключению Минского соглашения в 2015 году и до сих пор является единственной основой для переговоров, в том числе по гуманитарным вопросам.
Тот факт, что на протяжении многих лет Меркель называла газопровод "Северный поток - 2" "чисто экономическим проектом", противоречит другим основным принципам ее политики в отношении России, хотя на заключительном этапе проекта она упорно лоббировала продолжение транзита части газа через Украину.
В целом, ее уход создает пробел в политике Германии и ЕС в отношении России. Сейчас ни один из ведущих кандидатов, участвующих в выборах в Бундестаг, не заинтересован и не обладает достаточным влиянием, чтобы продвигать эту тему на высшем уровне, не ограничиваясь обычной риторикой.
Не обходить Россию стороной
Список проблем в Восточной Европе, прямо или косвенно связанных с Россией, длинный - от вопроса об условиях начала эксплуатации "Северного потока - 2", продолжения или продления санкций ЕС против России и необходимости политического ответа на репрессии в Беларуси до нового политического импульса для Восточного партнерства.
Хотя Россия, Китай и будущее трансатлантических отношений были обозначены как вызовы в партийных манифестах, акцент в этой избирательной кампании был сделан на внутренней политике - как внутри самих партий, так и в дискурсе СМИ. Даже ЕС, его необходимость реформирования и его внешнеполитическое присутствие, были второстепенными вопросами в общественных дебатах. Теледебаты с участием трех претендентов на пост канцлера почти полностью обошли стороной вопросы внешней политики, что, похоже, подтверждает частое предположение экспертов о том, что внешняя политика не является ключом к победе на выборах. Но в мире, где взаимосвязь между внутренней и внешней политикой становится все более очевидной и ощущается в повседневной жизни - пандемия Ковид-19, война в Сирии и афганский кризис являются яркими примерами - это предположение сильно ошибочно.
СДПГ и традиция Новой восточной политики
У Олафа Шольца, кандидата на пост канцлера от “Социал-демократической партии” (СДПГ), сложная политическая традиция. Партия привержена диалогу с Россией как одному из своих основных принципов, а ее риторика содержит отголоски Новой восточной политики (Ostpolitik) Вилли Брандта (федерального канцлера ФРГ в 1969—1974 годах от СДПГ). В нынешней правящей коалиции ХДС-ХСС министерство иностранных дел, возглавляемое СДПГ, предпринимало бесплодные попытки возродить концепцию Ostpolitik. Тот факт, что эта идея теперь фигурирует в предвыборном манифесте СДПГ, используя ту же формулировку ("европейская Ostpolitik"), но на этот раз со ссылкой на принципы ОБСЕ, показывает, насколько большое значение партия придает сохранению этой концепции.
По сравнению с другими центристскими партиями, СДПГ в своем предвыборном манифесте уделяет больше внимания России и Восточной Европе. Она признает необходимость "нового концептуального направления в европейской политике добрососедства", но не предлагает собственного нового импульса. Ключевая роль России в поддержании мира в Европе и готовность к диалогу подчеркиваются в манифесте СДПГ, наряду с конкретными целями по развитию связей с гражданским обществом и облегчению визовых требований для молодежных обменов. Санкции напрямую не рассматриваются, поскольку ни в руководстве СДПГ, ни в самой партии нет консенсуса по этому вопросу. Сам Шольц сдержанно относится к вопросу санкций, в том числе в связи с отравлением оппозиционера Алексея Навального.
ХДС прямолинейно относится к России на бумаге
Манифест ХДС/ХСС, в отличие от других предвыборных манифестов, начинается с вызовов внешней политики и политики безопасности. Наряду с призывом к регулярной публикации стратегии национальной безопасности, четко обозначен конфликт ценностей с авторитарными государствами, такими как Россия. Под заголовком "Конструктивный и решительный подход к России" первое предложение гласит: "Россия представляет собой вызов нашим ценностям". В укреплении ЕС и НАТО приоритетами являются "надежная" устойчивость и военное сдерживание. Диалог и сотрудничество с Россией должны быть ограничены областями, где очевидны общие интересы - международная деятельность по защите климата является единственной потенциально общей целью, которая прямо упомянута. В манифесте также говорится о желании укрепить независимость восточноевропейских соседей и упоминается война в Украине, аннексия Крыма и санкции, а также требование к белорусскому руководству содействовать мирному переходу. Армин Лашет, претендент на пост канцлера от ХДС, считается довольно некритичным по отношению к России: он подверг сомнению "Северный поток-2" даже меньше, чем сама Ангела Меркель. Он пока не проявил ни особого опыта, ни интереса к Восточной Европе.
Зеленые говорят "нет" Северному потоку-2
Предвыборный манифест "Альянса 90/Зеленых" является самым масштабным в своем внимании к странам Восточного партнерства, призывая сохранить для них путь к вступлению в ЕС. Здесь также упоминается Россия как все более авторитарное государство и источник военных и гибридных угроз для "демократии, стабильности и мира в ЕС и общем соседстве". Наряду с целью укрепления демократических сил гражданского общества в России, упоминается и возможность введения новых санкций. Зеленые" - единственная партия, открыто призывающая остановить "Северный поток - 2".
“Свободная демократическая партия” (СвДП) не затрагивает тему Восточного партнерства. Что касается России, поддержка нынешних санкций связана с целью "восстановления доверия". Согласно манифесту СвДП, решение о начале эксплуатации "Северного потока - 2" должно приниматься коллективно на уровне ЕС.
“Левая партия” и “Альтернатива для Германии” (AfD) отличаются открытой пророссийской и антисанкционной позицией.
Новые акценты в политике Германии и ЕС в отношении России, скорее всего, появятся, если "зеленые" будут играть роль в правительстве. В возможных коалиционных переговорах между красными и зелеными (СДПГ - Левые - Зеленые) позиции “Левой партии” и Зеленых по России будут очень далеки друг от друга. Однако маловероятно, что вариант правления будет отвергнут из-за этих внешнеполитических различий, не в последнюю очередь потому, что низы Левой партии и "зеленых", если не их лидеры, относительно близки в своем мышлении по вопросам безопасности.
Политика в отношении России и Восточной Европы, таким образом, рискует стать разменной монетой в коалиционных переговорах, а не перерасти в программные дебаты. Это представляет собой риск, поскольку даже преемственность политики в отношении России в эпоху после Меркеля требует стратегии, резюмирует Сассе.
«После Меркель» европейские политические партии какое-то время будут сосуществовать в формате «политики наименьшего общего знаменателя». Балансирование ЕС между США и Китаем усложнится. А отделять европейскую внешнюю политику от торговли и инвестиций будет все труднее. Анализ того, как изменится политика «ЕС «после Меркель», читайте в тексте Наталии Резниковой и Владимира Панченко.