UA / RU
Поддержать ZN.ua

Все больше стран Восточной Европы опасаются экспансионизма России — The Economist

Даже относительно «дружественные» с РФ страны региона перестают доверять Путину.

Муниципальные офисы в эстонском городе Нарва находятся недалеко от России. Из своего окна мэр Катри Райк может наблюдать за автомобилями и грузовиками, двигающимися через пограничный пункт. Более 80% жителей Нарвы являются этническими россиянами, что стало наследием веков, в течение которых город был частью сначала Российской империи, а затем Советского Союза. Этнические россияне, составляющие почти четверть населения, стали более интегрированными после того, как Эстония получила независимость 30 лет назад. Но большинство из них отдает своих детей в русскоязычные школы и возлагается на российские СМИ. Бывший министр внутренних дел Катри Райк была избрана на должность городского головы в декабре, пообещав преодолеть этнический разрыв. Скоро в Нарве откроется новая школа, где уроки будут вести на эстонском языке. Региональная экономика Нарвы ориентирована на Запад. Но военное наращивание России на украинской границе напоминает городу о своем географическом положении, пишет The Economist.

Мнения местного населения разделились по знакомым линиям. Этнические эстонцы называли Россию агрессором, тогда как этнические россияне, как правило, считали риск войны преувеличенным или обвиняли НАТО.

«Каждый из нас понимает, что думает другой, поэтому мы просто не говорим об этом», - сказала Райк.

Во всей Восточной Европе угроза войны в Украине вызывает давние страхи. Большинство стран, включая Эстонию, являются членами НАТО, поэтому вряд ли столкнутся с непосредственным риском вторжения. Но российский и советский экспансионизм на протяжении веков формировал их политику. Сегодня многие жители Восточной Европы спорят с Кремлем из-за поставок энергоносителей или финансируемой Россией коррупции. Другие имеют дружеские отношения с Москвой, которые поддерживает торговля, или же русскоязычные меньшинства и политики, которые ладят с главой Кремля Владимиром Путиным. Но даже в таких странах кризис на границе Украины создает проблемы.

Страны Балтии, которые были частью территории СССР до 1991 года, являются наиболее активными сторонниками сдерживания РФ и жестких санкций.

«Взаимозависимость означает, что вы можете причинить вред тому, кто зависит от вас», — говорит премьер-министр Эстонии Кая Каллас, семья матери которой была депортирована в Сибирь во времена Сталина.

Ее правительство пытается отправить оружие на Украину, но Германия блокирует поставки. 27 января министр обороны Латвии назвал позицию Берлина «аморальной и лицемерной».

Эссе Путина, в котором он утверждал, что Украина не является суверенным государством, вызвало тревогу в Эстонии, Латвии и Литве, поскольку он высказывал подобные аргументы относительно этих стран в 2000-х годах. Чиновники обороны в этих странах считают Россию экзистенциальной угрозой.

В Румынии и Болгарии все сложнее. Обе страны являются членами НАТО. Но их политика страдает от коррупции, часть которой связана с Россией.

Они не всегда поддерживали политику США, связывающую борьбу с коррупцией и региональную безопасность. Румынские политики годами требовали, чтобы НАТО усилило свое присутствие, хотя Болгария не призывала к новым развертываниям сил альянса, чтобы не вызвать недовольство среди избирателей, приверженных к РФ.

Однако обе страны были недовольны, когда 21 января Россия потребовала от НАТО вывести союзные силы с их территории. 2 февраля президент США Джо Байден объявил о введении в регион дополнительных трех тысяч военных.

Именно в Центральной Европе отношение к России наиболее неоднозначно. Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан «дружит» с Путиным и посетил его в Москве 1 февраля. Орбан подражает модели правления Путина, взяв под контроль СМИ и судебную систему своей страны. Он также заключил соглашения о транспортировке российского газа в обход Украины и упорно призывал к ослаблению санкций ЕС. Президент Чехии Милош Земан также «благосклонно» относится к Путину. Но премьер-министр Чехии Петр Фиала твердо поддерживает НАТО и ЕС.

Правительство Польши консервативно, а также вступило в конфликт с ЕС из-за верховенства права. Но это самое активное «антироссийское» правительство в Европе. Российская империя властвовала на большей части Польши в течение 19 века и пыталась русифицировать ее население. Во Второй мировой войне Сталин фактически расколол Польшу вместе с Гитлером. Многие поляки видят Россию как страну, пытавшуюся ликвидировать их как нацию.

Страны Восточной Европы заплатят цену за изоляцию России в случае санкций, особенно в энергетике. В октябре Молдова была вынуждена заключить газовое соглашение с российским «Газпромом», а рост счетов за электроэнергию едва не сверг правительство Эстонии в январе. Но только для стран Балтии Россия входит в пятерку крупнейших экспортных рынков. Ни в одной стране прямые инвестиции из РФ не превышают десятую часть от ЕС, хотя в «некоторых карманах» они играют значительную роль.

В Нарве, например, около 30% компаний в промышленной зоне города принадлежат россиянам. Российские бизнесмены хотят, чтобы заводы были в правовом государстве. Почему Эстония должна поддерживать санкции, которые могут усугубить ситуацию для ее собственного бизнеса?

Одной из причин является то, что Россия также любит использовать санкции. Каллас вспоминает 2007 год, когда РФ отомстила за снятие мемориала советским воинам в Таллинне, прекратив поставки топлива. Депутат правительства Молдовы Думитру Алайба вспоминает 2014 год, когда Россия наложила на его страну эмбарго после подписания соглашения об ассоциации с ЕС.

«Мы поняли, что в отношениях с Россией есть риски», - говорит Каллас.

Если связи региона с Россией еще больше ослабеют, виноват в этом будет Путин, резюмирует издание.

Читайте также: США обвиняют Россию в подготовке плана фальсификации для вторжения в Украину — The New York Times

Готовы ли американцы и европейцы пожертвовать Украиной ради улучшения отношений с Россией? Насколько важно для них поддержать Украину? Согласны ли они послать войска на защиту нашей страны в случае нового российского вторжения? Хотят ли видеть Украину в ЕС и НАТО? Ответы на эти и другие вопросы дало большое социологическое исследование, недавно проведенное в США, Канаде, Великобритании, Германии, Франции, Польше. Его результаты анализирует Татьяна Силина в статье «Готов ли Запад защищать Украину от Путина? Что говорят в шести ведущих странах».