После того, как армия России оккупировала украинский Крым, известные люди, несогласные с властью и ее пропагандой, начали получать угрозы с описаниями жестокой расправы через интернет.
Об этом сегодня пишет The Guardain, напоминая, что "троллинг" - это глобальная проблема. Однако люди, которые работают в России говорят, что в этой стране она приобретает особо опасный размах. Журналисты спросили бывшего посла США в России, активиста и журналистку о том, как им присылают сообщения с угрозами.
Ведущая радиостанции "Эхо Москвы" Карина Орлова рассказала, что начала получать угрозы через свою страницу в Focebook после обсуждения в эфире с другим журналистом Максимом Шевченко террористической атаки на издание Charlie Hebdo во Франции. Журналисты начали спорить из-за угроз Рамзана Кадырова в адрес оппозиционера Михаила Ходорковского. После этого эфира Орлова начала получать угрозы.
"Сообщения приходили регулярно. И их текст был не только чем-то вроде: "Я доберусь до тебя, стерва", - были и более детальные описания расправы. Два месяца я не придавала этому значения. Думала, что это цена работы на "Эхо Москвы" - либеральной радиостанции. А сейчас в России сильная атмосфера ненависти", - рассказала журналистка.
По словам Орловой, долгое время она воспринимала угрозы в интернете как "белый шум". И так продолжалось вплоть до убийства Бориса Немцова.
"Тогда я вдруг осознала, что моя жизнь в опасности", - сказала она.
После этого Орлова провела несколько месяцев в США. Затем полиция возбудила против нее дело. Журналистка несколько недель ходила на встречи со следователями. А еще через неделю – оставила страну и пока не собирается возвращаться.
Юрист Олег Хабибрашманов, который работает на правозащитную организацию "Комитет против насилия", вспоминает, как начальник чеченской полиции сказал: "Ребята, я больше не могу гарантировать вашу безопасность". Его организация начала действовать в Чечне в 2009 году.
"Все местные коллеги сразу же начали относиться к нам, будто мы были ходячими мертвецами. Они не хотели общаться с нами публично. Это, мягко говоря, были напряженные времена", - рассказывает юрист.
В декабре прошлого года правозащитники отправили письмо генеральному прокурору автономной республики с просьбой обратить внимание на нарушение закона со стороны президента Рамзана Кадырова. После этого подожгли офис организации, ее членов начали критиковать в СМИ, а местные правозащитники начали осуждать смелых коллег.
"Люди пишут мне на Facebook сообщения вроде: "Уберите свои войска из независимой Чечни и мы разберемся с Кадыровым сами!". Откуда у меня такие силы? Я не знаю. Я уверен, что делаю правильное дело: не позволяю России сползти к тоталитаризму и веду войну против нарушения прав человека", - рассказал Хабибрашманов.
"Однажды один из моих подписчиков признался, что ему платят за оскорбления. "Просто чтобы ты знал, я тобой восхищаюсь. Но делаю то, за что мне платят", - написал он. Я сделал снимок этого сообщения. Когда-нибудь его опубликую", - добавил правозащитник.
Бывший посол США в России и политолог Майкл МакФол заметил, что случаев оскорблений в интернете стало больше после оккупации Крыма. Все чаще дебаты в социальных сетях переходят на личные оскорбления.
"Иногда это просто несколько неприятных сообщений. А временами в Twitter я получаю сотни сообщений с одинаковым смыслом, как будто их авторы скоординированы. Порой мне угрожают физической расправой, угрожают даже моим детям. Я вернулся в США, чтобы работать преподавателем в Университете Станфорда, но стало еще хуже", - рассказал экс-посол.
По его словам, теперь он просто блокирует тех, кто начинает угрожать и оскорблять его.
"Если они говорят: "Ты нарушаешь мою свободу слова", - а я отвечаю: "Если у тебя право говорить все, что ты захочешь, то я имею право читать все, что захочу". Если российский президент захочет уменьшить ненависть в социальных сетях, это займет у него 5 минут", - уверен МакФол.
Ранее издание The Guardian писало, что в России "тролли" получают по 760 долларов за блоги про "фашистов" в Украине. А виздания Forbes писало, что армия "троллей" не поможет Путину победить Украину. Путин использовал армию троллей в течение всего своего президентства. Google насчитывает более 1,5 млн материалов в медиа, где сказано "Путин атакует Украину". Задача троллей - убедить аудиторию, что это следует читать как "Украина атакует Россию."