UA / RU
Поддержать ZN.ua

В некоторых странах люди считают, что у них «слишком много свободы слова» — The Economist

Аналитики попытались объяснить эту тенденцию.

Западная демократическая культура склонна рассматривать свободу слова как общечеловеческое благо. Однако отчет аналитического центра Justitia показывает, что общественная поддержка свободы слова по-разному выражена в разных частях мира, как и ее законодательные ограничения. Во многих странах, особенно с авторитарными режимами, люди хотят меньше контроля со стороны властей. Но при этом, в нескольких странах респонденты говорят, что они хотят меньше свободы слова, чем имеют сейчас, пишет журнал The Economist.

Отчет основан на опросе, проведенном в феврале. В опросе приняли участие 50 тысяч человек в 33 странах. Аналитики спросили респондентов, считают ли они, что следует позволить избегать ответственности за широкий спектр противоречивых заявлений, таких как оскорбление национального флага или высказывания жестких комментариев относительно социальных меньшинств или религиозных верований.

Исследователи объединили ответы на каждый из этих вопросов в индекс поддержки свободы слова. Затем они сравнили эти результаты с показателем свободы слова, составленным другим аналитическим центром V-Dem, который «измеряет», как свободой слова пользуются люди в каждой стране на практике.

Одной из неотвратимых слабых сторон подхода к отчету является то, что люди в местах с жесткими ограничениями свободы слова могут не чувствовать комфортно, чтобы открыто сообщить опросникам о том, что они на самом деле думают.

Однако большая часть респондентов во многих авторитарных странах, включая Египет, Турцию и Россию, все-таки заявили о том, что поддерживают свободу слова, даже если их правительства явно против этого.

Особенно это коснулось стран, которые начали ограничивать свободу слова лишь недавно, таких как Венгрия и Венесуэла. Возможно, люди, которые когда-то наслаждались широкой свободой выражения мнений, чаще поддерживают ее, чем те, кто всегда жил в плену строгих ограничений.

При этом в некоторых странах респонденты заявили о том, что им на самом деле предоставили слишком много свободы слова. Эта закономерность была наиболее выражена в Кении, Тунисе и Нигерии. Эти страны предоставляют относительно широкие права населению, но их граждане часто сами не одобряют свободу слова. Согласно опросу Justitia, странами с наиболее жестким ограничением свободы слова стали Египет и Турция.

Несмотря на то, что пока недостаточно данных для полного объяснения этого явления, религия может сыграть свою роль. Респонденты в странах, где большинство населения - мусульмане, гораздо меньше поддерживали свободу слова, особенно когда речь идет об оскорбительных комментариях в отношении религии. В мусульманском мире такая закономерность сохраняется независимо от формы правления в стране: респонденты не больше восхищались свободой слова в демократической Индонезии, чем в авторитарном Египте и Тунисе, а в Нигерии за последние десять лет закрепились исламистские движения. Возможно, они трансформировали общественное мнение о свободе слова быстрее, чем правительства этих стран смогли изменить законы.

Другим возможным объяснением является межконфессиональный конфликт. В течение последних двух десятилетий в Кении и Нигерии происходили столкновения между этническими группами, и граждане этих стран могут опасаться, что враждебные комментарии рискуют стать началом насилия.

Низкая поддержка свободы слова в Кении была обусловлена ​​в значительной мере тем, что люди выступают против критики и оскорблений. 82% респондентов в стране сказали, что правительство должно найти механизм препятствовать людям критиковать и оскорблять группы меньшинств. Как в богатых, так и в бедных странах люди часто готовы пожертвовать некоторыми гражданскими правами, если считают, что чрезмерная свобода слова может угрожать их безопасности, резюмирует издание.

Читайте также: Freedom House: Распространение авторитаризма в мире опережает демократический процесс

«Наш мир столкнулся с пандемией нарушений прав человека», - заявил генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш еще несколько месяцев назад. Он жаловался на то, как распространение коронавируса выявило жестокую несправедливость во многих обществах, заставило десятки миллионов людей оказаться за чертой бедности. Пандемия коронавируса также остановила прогресс в обеспечении гендерного равенства. Эпоха COVID-19 постепенно разрушает свободу слова и права людей.