Западные политики, которые верят, что Минские соглашения будут работать, если Украина изменит свою Конституцию и избирательное законодательство, не понимают главного. Таким образом они и Россия принуждают Киев поступиться своей безопасностью после того, как гарантии Будапештского меморандума были нарушены.
Россия нагло захватила Крым и отдельные районы на Востоке Украины, несмотря на взятые на себя обязательства согласно документу, который был подписан в 1994 году. Об этом на страницах Atlantic Council пишет профессор политологии Университета Ньюарка Александр Мотыль.
Он подчеркивает, что США и Великобритания тоже не выполнили свои обязательства по Будапештскому меморандуму. Ведь на практике их обещания защитить украинскую территориальную целостность оказались пустыми.
"Санкции – это хорошо. Но их вряд ли можно считать адекватным ответом на российский империализм", - пишет эксперт.
Нарушение и невыполнение Будапештского меморандума определяет подход Украины к Минских соглашений. По мнению автора, они фактически легализуют российское вторжение и постоянное вмешательство в украинские дела.
"Не важно, внесут ли украинцы изменения в конституцию или нет, предоставляя оккупированной части Донбасса автономию. Все равно, будут ли проведены честные выборы на захваченных территориях или нет. Все, что действительно имеет значение, - это то, что соглашение позволит марионеткам России остаться на оккупированной части Донбасса, а Россия дальше будет контролировать российско-украинскую границу и постоянно подрывать украинскую безопасность, стабильность и суверенитет. Конечно же, Украина не может согласиться на такой результат", - пишет Мотыль.
Он добавляет, что одно дело для Украины жить в тени России, учитывая ее обеспокоенности в вопросе безопасности. Так было последних 25 лет. Но стать заложником "империалистической силы", которая постоянно вторгается на территорию своих соседей – это совсем другое.
Автор добавляет, что провал Будапештского меморандума означает, что современные международные гарантии безопасности пусты. Поэтому для Украины главным приоритетом остается ее собственная безопасность, которую никто не хочет и не будет гарантировать. И даже если кто и пообещает защитить ее, Киев вряд ли поверит "новому Будапешту".
"Даже если Путин подпишет новые гарантии украинской безопасности собственной кровью, Украина не поверит ни одному его слову. Ложь стала нормой для президента России. Но Украина не может поверить и словам Запада тоже. Длительное равнодушие США и Великобритании к украинской независимости и безопасности не способствует ощущению уверенности, что в этот раз Лондон в Вашингтон действительно серьезно настроены", - считает эксперт.
Он убежден, что предоставление Украине членства в НАТО также не изменит ситуацию. Во-первых, потому что Киеву вряд ли его предложат в ближайшее время. А во-вторых, "Статья 5" устава Альянса очень размыта. Ее первая часть звучит четко: "Все страны соглашаются, что вооруженная атака против одного или более членов в Европе и Северной Америке будет рассматриваться как атака против всех". Но вторая часть статьи вносит неясность, добавляя, что страны НАТО должны ответить на агрессию союзника, "если это необходимо". По мнению автора, такое условие подрывает первую часть "Статьи 5", на которой держится Альянс.
Таким образом, Мотыль объясняет, что Украина будет в безопасности лишь в том случае, если она сама сможет обеспечить свою безопасность. И с тех пор, как у нее нет ядерного оружия, ей нужны эффективные Вооруженные силы, которые бы могли защитить свою страну. Украина должна иметь возможность "не победить Россию, а сдержать ее от дальнейших империалистических посягательств" на украинской земле.
И если Украина подтвердит, что она в состоянии защититься, тогда все переговоры и компромиссы вступят смысла. Тогда Минские соглашения приобретают новое значение и могут сработать. Сильная и защищенная Украина может даже сохранять нейтралитет.
"Последствия для Запада от этого очевидны. Только защищенная Украина может стать гарантом успешных торговых сделок между Россией и Западом. А защищенной может стать только сильная в военном смысле Украина. Никакие соглашения Запада с Россией не будут работать, если обе стороны не будут принимать во внимание украинские интересы в области безопасности", - говорится в статье.
Мотыль отмечает, что Украина уже достигла значительного прогресса в сравнении с весной 2014 года, когда у нее было только шесть тысяч боеспособных солдат, когда войска Путина вторглись на украинскую территорию. Шаткое перемирие, которое российские войска и пророссийские террористы постоянно нарушают, - это все равно тактическая победа Украины. Несмотря на поражение в нескольких ключевых битвах, украинская армия выиграет войну, потому что ей удалось остановить российские войска и 35 тысяч пророссийских боевиков.
Теперь, по мнению эксперта, Украине нужно нарастить силы, чтобы иметь возможность остановить полномасштабное вторжение России. Конечно, масштабная война будет сопровождаться жестокой партизанской борьбой в Украине, что повлечет крупные российские потери. Однако значительно лучше сдерживать Россию, чем затащить ее в кровавую трясину.
А чтобы сдержать российскую агрессию, по мнению автора, украинцам нужна возможность уничтожать российские танки и отбивать воздушные атаки.
"Вооружение Украины, развитие ее армии до уровня способности защитить себя, но не быть угрозой для России – это единственный способ установления длительного и прочного мира в регионе. Чем быстрее Запад выучит этот урок, тем быстрее Будапештский меморандум можно будет забыть как дурное воспоминание, а Минские соглашения или следующее мирное соглашение получит шанс на реальное исполнение", - пишет политолог.
Ранее эксперты Atlantic Council пришли к выводу, что Минские соглашения зашли в тупик, но альтернативу тяжело представить. Оптимистичное мнение высказал эксперт Андрес Аслунд, который заметил изменения в политике России в отношении Донбасса. Он убежден, что управление войной против Украины перешло из администрации президента РФ в руки правительства, которое пытается заморозить конфликт.
По мнению Аслунда, у Москвы сейчас есть небольшой выбор: или отдать обратно захваченную часть Донбасса Украине, или тратить ресурсы на поддержку неочень активного конфликта. И первый вариант, по его мнению, России подходит больше, поскольку так можно сократить расходы, избавиться от санкций и дестабилизировать Украину.
Ранее издание The Economist писало, что Минские соглашения ведут в никуда. Принцип субсидиарности и концепция территориального в Киеве отмечают, что Минские соглашения крайне непопулярны в Украине. Порошенко рассматривает возможность проведения референдума о статусе Донбасса. Если украинцы дадут ответ "нет", это может означать начало паузы для Минских соглашений, а если решение будет "да", тогда это может стать прикрытием для непопулярных мер. Первый раунд голосований по конституционным изменениям прошлого года дал толчок массовым протестам, в ходе которых погибли четыре человека.
Издание Wall Street Journal писало, что Минские соглашения стали инструментом Запада для связывания рук Украине. Президент Украины Петр Порошенко в открытом письме попросил Запад "усилить давление" на Москву, чтобы получить свободу для украинки. ЕС в понедельник призвал Россию освободить Савченко и напомнил о Минские соглашения. И того же дня украинские Вооруженные силы сообщили о 50 провокаций со стороны пророссийских боевиков в Донбассе, которые решились применить даже артиллерию, что, кстати, запрещено условиями Минской соглашения.
Как сообщал ZN.UA, перед встречей глав МИД в нормандском формате в Париже, украинская сторонаставит перед собой несколько целей. План-максимум – гарантировать доступ ОБСЕ ко всей территории Донбасса и договориться о так называемом "трехступенчатом" ее выходе на украинско-российскую границу.