UA / RU
Поддержать ZN.ua

Украина сближает НАТО и его азиатских партнеров: как это поможет нашей победе

Автор: Наталия Бутырская

Лидеры Австралии, Новой Зеландии, Южной Кореи и Японии приняли участие в саммите НАТО в Вильнюсе.

Российская агрессия против Украины подтолкнула организацию к расширению географического восприятия угроз от регионального до глобального уровня и к более тесному сотрудничеству с азиатскими партнерами. В то же время она обеспечила новый контекст для сотрудничества НАТО и Азиатско-Тихоокеанских партнеров Альянса (называемых АР4), которые в этом году приняли участие в саммите во второй раз. Для последних полномасштабная война РФ против Украины — это не только о недопустимом нарушении международных норм и принципов, вызов либерально-демократическим ценностям, но и об ощущении собственной уязвимости. «Украина сегодня может быть Восточной Азией завтра», — это заявление Фумио Кишиды отражает восприятие российской агрессии сквозь призму поведения Пекина. Таким сравнением проведена четкая параллель: то, как мир реагирует на действия России, определяет расчеты Китая в регионе, в частности по отношению к Тайваню.

Читайте также: Стала ли Украина ближе к НАТО?

Как среди государств-членов НАТО, так и среди их азиатских партнеров есть понимание взаимосвязи и взаимосвязанности между событиями в Европе и Азии. А следовательно, каждое из государств АР4 решительно поддерживает Украину. Со своей стороны Альянс все больше внимания уделяет процессам в сфере безопасности, происходящим в Индо-Тихоокеанском регионе.

В коммюнике Вильнюсского саммита указано, что события в этом регионе могут оказать непосредственное влияние на евроатлантическую безопасность. «Заявленные амбиции и принудительная политика КНР бросают вызов нашим интересам. Китайская Народная Республика использует широкий спектр политических, экономических и военных инструментов для увеличения своего глобального присутствия и проецирования силы, оставаясь вместе с тем непрозрачной в отношении своей стратегии, намерений и наращивания военных сил… КНР хочет контролировать ключевые технологические и промышленные секторы, критически важную инфраструктуру, стратегические материалы и цепочки поставок». Страны НАТО открыты для конструктивного диалога и взаимодействия с Китаем, но углубление его стратегического партнерства с РФ и их взаимоскрепляющие попытки подорвать международный порядок, основывающийся на правилах, противоречат ценностям и интересам организации.

Несмотря на то, что действия Пекина усиливают намерения государств Альянса быть решительнее в делах Азиатского региона, отсутствие в коммюнике ссылок на Тайвань все же свидетельствует о нежелании сталкиваться с проблемами в отношениях с Китаем. В то время как США хотели бы видеть более активную роль организации в Индо-Тихоокеанском регионе, среди союзников все же существуют расхождения по этому вопросу.

Французский президент Эмманюэль Макрон (и некоторые неназванные государства) выступил против открытия офиса связи НАТО в Токио для координации работы по АР4 (который должен был начать роботу в 2024 году), мотивируя это тем, что Альянс не должен физически присутствовать за пределами евроатлантического региона, а также указал на нежелание ухудшать отношения с Китаем, негативно воспринимающим партнерство НАТО со странами Индо-Тихоокеанского региона.

Читайте также: Япония и НАТО определят направления сотрудничества по новой программе — KYODO

Впрочем, интересы стран АР4 в отношениях с НАТО также имеют особенности и различия. В то время как для Японии основными вызовами в сфере безопасности являются в первую очередь агрессивные действия Китая в Тайванском проливе, Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях, и потому она хочет привлечь партнеров по НАТО к совместному сдерживанию, Южная Корея больше озабочена Северной Кореей и ее ядерной программой.

КНДР запустила очередную баллистическую ракету большой дальности как раз во время саммита НАТО. Для его участников это — очередное напоминание о деструктивных действиях северокорейского режима, а для президента Юна — возможность заручиться поддержкой азиатских и трансатлантических партнеров в противодействии ядерно-ракетной программе Пхеньяна. Вильнюсская декларация осудила нарушение многочисленных резолюций Совета Безопасности ООН со стороны КНДР и подтвердила необходимость «полностью и необратимо отказаться от ядерного оружия, существующих ядерных программ, а также каких-либо других программ оружия массового уничтожения и баллистических ракет».

Участие в саммите НАТО Австралии и Новой Зеландии открывает возможности для этих стран, с одной стороны, продвигать стратегические интересы региона в вопросах безопасности, экономики и торговли, с другой — развивать более тесные отношения с Токио и Сеулом. Формат АР4, который имеет условное название и используется для определения этих стран прежде всего в рамках участия в саммите НАТО, дает им возможность совместно обсуждать региональные проблемы (на полях саммита они провели четырехстороннюю встречу под председательством президента Республики Корея Юн Сук Ёля), а в перспективе — выстроить крепкую позицию коллективной безопасности в сотрудничестве с НАТО. По словам южнокорейского президента, АР4 должны взять на себя ведущую роль в региональной безопасности Индо-Тихоокеанского региона.

Читайте также: За 48 часов до начала саммита НАТО в коммюнике не было упоминания о приглашении Украины — глава МИД
Читайте также: Sorry Russia: Балтийское море сейчас является озером НАТО – POLITICO

Но если сотрудничество с НАТО на уровне каждого отдельного государства можно корректировать в соответствии со своими внешнеполитическими приоритетами (на основе программ индивидуального партнерства в разных сферах), то усиление регионального сотрудничества в сфере безопасности на уровне АР4 и его взаимодействие с Альянсом, с одной стороны, может сталкиваться с противодействием Китая (считающего, что «набег НАТО в Азиатско-Тихоокеанский регион лишь усилит напряжение и приведет к противостоянию блока и даже к «новой холодной войне» в этом регионе»), с другой — с нежеланием некоторых государств вступать в конфронтацию с Пекином.

Например, Новая Зеландия заинтересована в поддержке военных связей с Альянсом, чтобы получить лучший доступ к развитию собственного военного потенциала и сотрудничать в вопросах безопасности на море, кибербезопасности и борьбы с трансграничными угрозами, в частности терроризмом. В то же время она с опасением смотрит на продвижение Альянса в регионе, стремясь рассудительно выстраивать отношения с Пекином: фокусироваться на торгово-экономическом направлении и обходить расхождения, которые в последние годы превалировали в двусторонних отношениях. Рецессия в стране заставляет премьер-министра быть осторожным с критикой в адрес Китая, являющегося самым крупным экспортным рынком Новой Зеландии и «ключом к постпандемическому восстановлению через экспорт, туризм и образование».

Впрочем, есть то, что однозначно объединяет Азиатско-Тихоокеанскую четверку и сближает ее с НАТО, — осуждение российской агрессии и поддержка Украины. Во время саммита каждая из стран АР4 неоднократно поднимала вопрос помощи Украине, а лидеры государств привезли с собой дополнительные пакеты содействия Киеву.

Во время встречи с президентом Зеленским премьер-министр Австралии Энтони Альбанезе объявил о предоставлении Украине дополнительно 30 бронетранспортеров Bushmaster (вместе это будет уже 120 машин). А накануне саммита Австралийские оборонные силы сообщили о развертывании в Германии в октябре этого года самолета E-7A Wedgetail сроком на шесть месяцев для многоуровневой защиты международной гуманитарной и военной помощи Украине. Самолет будет обеспечивать раннее предупреждение об угрозах воротам для гуманитарных и военных грузов. Это развертывание включает работу 100 членов экипажа и технического персонала. На своей странице в Фейсбуке Альбанезе отметил, что Австралия хочет послать решительный сигнал: «Мы дадим отпор государствам, которые хотят изменить международную систему силой».

Читайте также: Ответ РФ на саммит НАТО: Москва отвергла цели, ради которых начала войну – обзор ISW

Накануне визита президента Юн Сук Ёля в Вильнюс Южная Корея отправила военно-транспортный самолет с нелетальной помощью для Украины — оборудованием для разминирования, машинами экстренной медицинской эвакуации и другим гуманитарным грузом. И хотя президент государства скован внутренними ограничениями в вопросах предоставления летального оружия Украине, он выразил готовность «поддерживать народ Украины, пока его свобода не будет полностью восстановлена». В частности Южная Корея будет принимать участие в целевом фонде НАТО для оказания помощи Украине. Кроме того, из Литвы президент Юн отправился с официальным визитом в Варшаву, чтобы обсудить среди прочего военное сотрудничество (южнокорейский экспорт помогает пополнить военные запасы наших партнеров взамен отправленным в Украину, также речь идет о создании совместных военных предприятий на территории Польши) и послевоенное восстановление Украины. Президент Южной Кореи хочет объединить с Польшей как государством, которое является одним из самых близких к Киеву географически и политически, усилия в восстановлении Украины.

Японию можно считать лидером среди азиатских государств по фактической помощи и дипломатической поддержке Украины. Во время Вильнюсского саммита Япония вместе с другими государствами «Большой семерки» присоединилась к Совместной декларации поддержки Украины G7, взяв на себя таким образом долгосрочные обязательства в сфере безопасности Украины на пути к НАТО. Это усиливает роль Токио как важного игрока в вопросах глобальной безопасности.

Во время встречи с Владимиром Зеленским в кулуарах Вильнюсского саммита премьер-министр Новой Зеландии Крис Гипкинс акцентировал твердую поддержку Украины. Новая Зеландия выделяет 1,2 млн долл. на разминирование украинских территорий в рамках Программы развития ООН, 500 тыс. долл. на работу миссии МАГАТЭ в Украине, 3 млн долл. на восстановление Украины. Кроме того, запланированы дальнейшие санкции против российских и белорусских физических лиц в дополнение к 1500 уже введенных. Также Новая Зеландия неоднократно предостерегала Китай от военной поддержки РФ и наложила за это санкции на иранские компании.

Российская агрессия против Украины не только укрепила трансатлантическое единство, но и заставила азиатские государства действовать с опережением, чтобы избежать таких прецедентов и аналогичных действий в своем регионе (даже если Китай сейчас остается важным торговым партнером для большинства из них). Государствам НАТО еще придется осмыслить свою роль в Индо-Тихоокеанском регионе, выйдя за рамки традиционных границ. С другой стороны, важно и то, используют ли Австралия, Новая Зеландия, Южная Корея и Япония инструмент АР4 вне границ саммита НАТО для сближения. Впрочем, наиболее определяющим для дальнейшего развития процессов в сфере безопасности как в европейском, так и в азиатском регионах станет результат российско-украинской войны. Именно поэтому поддержка Украины ради ее победы стала лейтмотивом всех встреч Вильнюсского саммита, независимо от географии стран и гостей, присутствовавших на нем.