UA / RU
Поддержать ZN.ua

Требование единогласия в вопросах внешней политики делает ЕС «дипломатически слабым» — Bloomberg

ЕС лучше отказаться от требования единогласия в принятии внешнеполитических решений.

Европейский Союз является достаточно мощным объединением государств, которое в своей экономической мощи уступает только экономике США. Однако в последнее время ЕС начал проявлять «слабость» в некоторых дипломатических вопросах. Поэтому, неудивительно, что автократические мировые лидеры «не воспринимают серьезно» ЕС и его решения, пишет Bloomberg.

Например, лидера Турции Реджепа Эрдогана и непризнанного президента Беларуси Александра Лукашенко совсем «не пугают угрозы и призывы Европейского Союза».

Автократические лидеры уже не раз «создавали проблемы» для ЕС.

Европа собиралась ввести санкции против Александра Лукашенко за «грубую манипуляцию с выборами в стране», однако Брюссель ничего не сделал.

Кипр наложил вето на санкции, на что имел полное право. Ведь любое государство-член может наложить вето на решение, поскольку ЕС требует единогласия для принятия всех решений относительно внешней политики.

Именно требование единогласия в вопросе внешнеполитических решений «сдерживало» внешнюю политику ЕС в течение многих лет.

Например, Китай часто мог "уговорить" одну или несколько небольших стран с помощью щедрых инвестиционных обещаний в обмен на их право вето против санкций ЕС.

Но почему Кипр блокирует санкции против Лукашенко? Вероятно, власть островного государства также возмущена действиями авторитарного лидера.

Но, как это часто случается в ЕС, Кипр имеет собственные «интересы и проблемы». Островное государство больше беспокоит конфликт в Средиземноморье и рост напряжения с Турцией в результате противоречивых решений президента Реджепа Эрдогана.

Открытие залежей газа в восточном Средиземноморье сделало региональный конфликт более опасным, и некоторые государства Средиземноморья сейчас «ведут борьбу» за морские границы.

В прошлом месяце Эрдоган отправил в «противоречивые воды» морской корабль для изучения морского дна и поисков залежей газа.

Это возмутило Грецию, Кипр и некоторые другие страны. Франция даже направила свой военный корабль и два истребителя в противоречивый регион.

Но Германия, которая сейчас взяла на себя роль лидера ЕС, и несколько других государств-членов не хотят спешить с дополнительными санкциями против правительства Эрдогана. Вместо этого они хотят дать шанс переговорам.

ЕС и Турция должны одновременно обсудить много вопросов, таких как ситуация с беженцами, которых Эрдоган использует как «геополитических пешек».

Вероятно, именно Турция будет главной «темой для обсуждения» на следующем саммите ЕС.

Кипр опасается, что Германия и ЕС не готовы быть жесткими касательно Эрдогана.

Поэтому островное государство решило использовать фактически единственный рычаг влияния и «взяло санкции против Лукашенко в заложники», пока ЕС не станет более решительным относительно Эрдогана.

Вполне понятно, что государства-члены ЕС всегда будут иметь различные внешнеполитические интересы, которые будут базироваться на геополитической, исторической основаниях, а также на вопросах национальной идентичности.

Подобная ситуация наблюдалась и в вопросах торговой политики, где различные европейские страны имели собственные приоритеты.

Тем не менее, в конце концов ЕС смог договориться о том, что Европа станет сильнее, если она будет работать как единый торговый блок.

Это дает надежду, что подобный консенсус возможен и в сфере внешней политики.

Однако, возможно ЕС следует пересмотреть требование единогласия для принятия внешнеполитических решений.

На прошлой неделе президент Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен предложила ввести «голосование большинства», ведь всегда найдутся государства-члены, которые будут иметь собственные приоритеты.

Но именно принятие решения большинством голосов даст шанс ЕС получить «влиятельность» на внешнеполитической арене.

А в «геополитически напряженном мире» Европе нужен «решительный голос», чтобы ее вообще услышали. Отказ от требования единогласия ЕС в решениях относительно внешней политики - идея, время которой уже наступило, резюмирует Bloomberg.

Читайте также: Европа и США рискуют стать «врагами» — The Guardian

Ранее сообщалось, что напряжение между Грецией и Турцией «на грани катастрофы».