Турция и север Сирии – сейсмически активные регионы. Но землетрясения, всколыхнувшие регион сегодня, были самыми разрушительными с 1999 года. Тогда вблизи Стамбула погибли 18 тысяч человек.
Первые толчки магнитудой 7,8 балла по шкале Рихтера появились на рассвете, их эпицентр находился вблизи турецкого города Газиантеп. В полдень уже было известно о гибели не менее 1400 человек, еще тысячи ранены. Землетрясение снесло тысячи домов в регионе, который пролегает от турецкого средиземноморского побережья до города Диярбакыр, расположенного в 500 километрах.
Об этом пишет The Economist, добавляя, что большинство погибших были жителями Турции. Однако известно и о сотнях жертв в соседней Сирии. Об этом сообщили представители правительства в Дамаске и спасатели на подконтрольных оппозиционным силам территориях на севере. Пострадавшая от землетрясения в пределах Сирии территория поделена между официальным правительством, повстанцами, а еще часть оккупирована Турцией. Это, несомненно, сорвет спасательные усилия. Толчки продолжались до конца дня. Геологическая служба США зафиксировала еще одно землетрясение магнитудой более 7 баллов в нескольких десятках километров севернее от первого. Однако в службе зарегистрировали его как отдельное землетрясение.
На видео, которое транслировали турецкие телеканалы, видны ряды сложенных один на один многоэтажных домов в городе Кахраманмараш, расположенного в 70 километрах от Газиантепа. В самом же Газиантепе значительная часть старого римского замка, расположенного в центре города, обрушилась. Чиновники советуют жителям не возвращаться домой. В Урфе близ границы с Сирией четырехэтажное здание, казалось, не пострадавшее от землетрясения, рухнуло через несколько часов. Оказавшиеся под завалами люди с помощью социальных сетей начали звать на помощь. Некоторые из них публиковали свои фото под завалами между этажами.
«Мы с бабушкой провели по меньшей мере 5 часов под завалами. Мне тяжело дышать и я не чувствую ног», – рассказал один из жителей города.
Через границу спасатели умоляют о помощи.
«Наши госпитали перегружены пациентами, заполнившими коридоры. Есть неотложная потребность в поставке средств для лечения травм и в комплексной реакции на чрезвычайную ситуацию», – сообщило «Сирийско-американское медицинское общество», работающее на севере Сирии.
The Economist пишет, что спасательные усилия будут подорваны тем фактом, что существует более одной Сирии. Часть территории на севере страны оккупирована Турцией. Идлиб, остающийся последним центром под контролем сирийской оппозиции на северо-западе, тоже полагается на Турцию в торговле. Правительство в Идлиби сообщило, что по состоянию на полдень более 300 человек в регионе погибли, а еще почти тысяча были ранены. На видео из приграничного сирийского города Сармада виден ряд разрушенных домов.
Большинство из 3 миллионов жителей Идлиба – это переселенцы из других частей Сирии, переехавшие во время войны, они живут в импровизированных домах. Даже до землетрясения здесь был дефицит врачей и больниц. Последние были уничтожены систематическими бомбардировками России и правительства Сирии. Помощь в эту часть страны может попасть только через турецкую границу. Но власти Турции уже перегружены борьбой с последствиями землетрясения в своей стране.
Районы, которые контролирует сирийский режим, тоже сильно пострадали, особенно город Алеппо. Министерство здравоохранения сообщило о гибели не менее 370 человек. Правительство в Дамаске уже столкнулось с дефицитом горючего и электроэнергии. Национальная валюта обесценилась, а долларов нет. Так что у него мало ресурсов, чтобы ответить на катаклизм. Значительная часть Алеппо была разрушена или повреждена во время войны. И восстановление до сих пор не произошло. Только в прошлом месяце 13 жителей города погибли, потому что их дома обрушились. И это произошло не из-за землетрясения, а из-за халатности правительства. Плохие условия жизни на подконтрольной режиму части Сирии, где электроснабжение зимой начали выключать на 22 часа каждый день, стали источником массового недовольства правительством. Плохая реакция на землетрясение только усугубит эту злобу.
Повреждения кажутся меньшими в северо-восточной части Сирии, контролируемой администрацией курдов. Турция считает курдов террористами, поэтому она не будет посылать им помощь. Любую поддержку в спасательных работах и восстановлении может поступить либо из иракского Курдистана, либо от режима в Дамаске.
Землетрясение, которое произошло вблизи Стамбула в 1999 году, было расценено как звонок для пробуждения в стране. Катастрофа, а также не очень успешные поисково-спасательные работы разоблачили модель градостроительства с большими недостатками, коррупционные практики в строительстве, а также отсутствие подготовки к подобным событиям. Президент Раджеп Тайип Эрдоган и его партия руководят страной с 2002 года. За это время система реагирования на катастрофы улучшилась. Более трех миллионов жилых домов были отремонтированы и укреплены в рамках реконструкции городов.
Однако, качество застройки остается большой проблемой в Турции. Многоквартирные дома, построенные из дешевых материалов или с нарушениями строительных норм, продолжают переполнять турецкие города. Амнистия незаконной застройки, которую провело правительство Эрдогана, чтобы склонить на свою сторону избирателей в 2018 году, не улучшила ситуацию. Тогда было подано около 9 миллионов заявок. Глава палаты гражданских инженеров Турции Кемаль Гокче в комментарии Reuters сказал, что амнистия может превратить турецкие города в «кладбище», если произойдет землетрясение. Его слова теперь кажутся пророческими.