UA / RU
Поддержать ZN.ua

The Economist: Дружба Китая с Россией не так уж «безгранична», как о ней говорят

В конце концов, Си Цзиньпина интересует величие его страны, а не России.

Время не на стороне причастных к кошмарам в Украине. Каждый час приносит новые страдания украинскому правительству и народу. Каждый день обличает все яснее, насколько Владимир Путин просчитался, когда избрал войну против страны, которую он очень недооценил.

В случае же США и их союзников увлечение украинским сопротивлением сдерживается страхом, что он не может продолжаться вечно на фоне того, что Путин убивает с растущей жестокостью, - пишет The Economist. Между тем, еще одно великое государство – Китай – исследует терпение. В приватных разговорах китайские чиновники уверены, что со временем появится послевоенное соглашение, которое принесет большую выгоду Китаю. С 24 февраля Пекин отвергал все требования иностранных правительств более активно повлиять на своего друга Россию, чтобы остановить безумие. Но дальше двусмысленных призывов «к обеим сторонам» быть сдержанными дело не зашло. Западная нетерпеливость на виду. 15 марта министр иностранных дел Испании призвал Китай использовать свое «влияние на Россию».

Китаю нравится выставлять себя миролюбивым гигантом, выступающим против иностранных вторжений. Сразу после начала вторжения как в Пекине, так и китайские представители в ООН начали заметно извиваться, отвергая все американские оговорки о войне как ложь. Озадаченные российской некомпетентностью на поле битвы, они начали засыпать международных переговорщиков вопросами о боях. Тем временем Китай сохранял позицию пророссийской псевдонейтральности, ворча о необходимости достичь мира, но в то же время повторяя путинские выдумки о том, что он защищает Россию от Америки и расширение НАТО.

Теперь западные правительства опасаются, что Китай может решить «сидеть на месте и наблюдать за катастрофой», - говорят дипломаты. Согласно их анализам, Китай ожидает, что жестокая сила России возобладает в ближайшие недели. Только если Путин сможет избежать унижения, например, после оккупации Киева, китайские лидеры начнут настойчивее требовать прекращения огня. Затем они могут предложить помощь в восстановлении разрушенных украинских городов, надеясь, что китайские экономические усилия заставят другие страны забыть недели китайского безразличия к преступлениям России.

У Китая есть много причин желать результата, который удовлетворит Путина. Унижение российского автократа - или его хуже свержение - сделает Си Цзиньпина особенно уязвимым. За менее месяца до вторжения он подписал с Путиным заявление, в котором говорилось, что «дружба между двумя государствами не имеет границ». Они также высказались против расширения НАТО и американских альянсов в Азии. Свои режимы они называли «настоящими демократиями», а западную версию – «серьезной» угрозой для глобального мира. Это поворотный год для Си Цзиньпина, который стремится остаться в своей должности на третий срок, нарушая китайские нормы. Он не может позволить, чтобы создалось впечатление, будто он поддерживает лузера.

«Но как бы ни разворачивалась дальше война, Китай будет относиться к отношениям с Кремлем как к средству усилить китайскую власть, а не российскую. США поделились разведывательными данными с союзниками, свидетельствующими, что Россия попросила у Китая беспилотники, ракеты класса «земля-воздух» и другое военное оборудование. Министерство иностранных дел Китая назвало эти сообщения «дезинформацией». Си не хочет разделять вину Путина за войну, каким бы «лучшим другом» он ни был», – говорится в статье.

Также нет признаков того, что Китай спешит воспользоваться моментом, когда Запад смотрит в другую сторону, чтобы атаковать Тайвань. В отличие от Путина, с радостью бросающего драматические вызовы глобальному порядку, Си кажется более осторожным.

Одна из причин – экономика. Руководители китайских государственных компаний наблюдают за войной в Украине с тревогой. Многие имеют серьезный бизнес не только в России, но и в Украине. Государственный продуктовый гигант COFCO рассматривает Украину как важную базу. Китайская компания Merchants Group владеет терминалами в Одессе, которой грозит российская атака. В 2020 году Харьков согласился купить 40 вагонов для своего метро у китайской государственной компании CRRC. Поскольку российская атака наполнила харьковское метро людьми, скрывающимися от российских ударов, контракт с Китаем сорван.

The Economist пишет, что на вопрос о стратегической цели Китая дипломаты из более десятка посольств в Пекине отвечают почти одно и то же. Они говорят, что Китай хочет построить мировой порядок, основанный на областях влияния. В нем Китай будет контролировать Азию, у России будет право вето на организацию безопасности в Европе. А Америка должна вернуться к собственным берегам. Если воплощению такого порядка поможет российская война против Украины, значит, пусть будет война. Но больше Пекин интересует его собственный подъем и то, смогут ли США его заблокировать. С китайской точки зрения, главный глобальный конфликт продолжается под Китаем на подъеме и упадочной Америкой, которая слишком расистская и зловещая, чтобы позволить азиатскому гиганту стать в свой уровень.

Чиновники в Пекине реагируют на иностранное недовольство китайской позицией по отношению к Украине с бранью и насмешками. В частности они высмеивают США. Исследователи и правительственные советники все равно говорят о том, что война разоблачила «слабость» Байдена и его страх перед ядерным арсеналом Путина. Они прогнозируют, что санкции не могут сломать российскую свободу. Для Китая это очень важно. Потому что он знает, что столкнется с такими же наказаниями, если вторгнется на Тайвань.

К европейским правительствам, к чьим рынкам Китай хочет иметь доступ, в частности в Германии и Франции, подходят с «харизматическим наступлением». Из Пекина европейцам говорят, что якобы США хотят нажиться на войне. Европа же дорого расплачивается из-за роста цен на нефть и газ, а также наплыв украинских беженцев. Пора европейцам искать большую автономию от США и усиливать связи с Китаем. Об этом говорят китайские чиновники и академики.

В реальности же Китай получает наибольшую выгоду от изоляции России. Си и Путин разделяют статус националистических автократов, жалующихся на то, что их окружает Америка. Они оба одержимы угрозой от демократических оппозиционных движений, осуждая протесты от Гонконга до Москвы, называя их организованными Вашингтоном «цветными революциями». Но еще недавно российские лидеры очень беспокоились ростом зависимости от Китая, соседа, с экономикой и населением в 10 раз больше, чем в РФ. За последние 20 лет основатель «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов проводил неформальное, но достаточно инфомативное исследование. Каждый раз, когда он виделся с Путиным или его советниками по вопросам безопасности, он называл три угрозы: Китай, исламский терроризм и НАТО. И просил их расставить в порядке убывания. Во время первых двух президентских сроков Путина в 2000-2008 годах порядок был таков: исламский терроризм, затем Китай, а затем уже НАТО. После 2008 года ситуация поменялась. Китай уже называли самой большой угрозой. После него шел НАТО, а затем исламский терроризм. Когда Россия аннексировала украинский Крым, а Москва объявила разворот в Китай, порядок сменился еще раз. Теперь на первом месте был НАТО, исламский терроризм на втором, а Китай – на третьем. Для Путина вторжение в Украину – это не только попытка «вернуть исторические российские территории». Это война против Запада. И Китай – самый мощный партнер, которого Россия видит.

Если Путин хочет укрепить Китай в противостоянии с США, то китайские эксперты видят в этом только возможности.

«Раньше россияне только говорили и говорили о сотрудничестве в таких местах, как постсоветские республики в Центральной Азии», – сказал Ван Ивэй из Китайского народного университета.

Москва до сих пор доминирует в этом регионе из-за своего так называемого Евразийского Союза. Но, по словам Вана Ивея, может теперь «Россия посмотрит на восток и перестанет сильно беспокоиться о китайском влиянии. Также Москва должна отдать больше Китаю в Арктике», – говорит пекинский дипломат. Китайская сторона рассматривает сейчас эту часть мира как новый фронт. Она хочет доступ к ресурсам севера, включая возможности вылова рыбы и прокладку цифровых кабелей в Европу. Китайские компании также могут выстроить морские порты на русском северном побережье, так как изменение климата открывает новейшие судоходные пути.

«Слабая Россия будет более податливой», - сказал дипломат.

Китай сохранит военные связи с Россией. Они играли центральную роль в отношениях после распада СССР. Страны часто проводили совместные военные учения даже в акваториях Средиземного и Балтийского морей, нервируя страны НАТО. Но с изменением баланса сил все больше в пользу Китая многие аналитики ожидают, что военные обмены будут организованы все больше в интересах Пекина. США и союзники опасаются, что Москва может помочь китайской стороне модернизировать и расширить свой ядерный арсенал, построить системы раннего предупреждения, которые будут покрывать обе страны.

«Ядерное оружие – это сфера, в которой Китай считает, что Россия все еще имеет преимущество в некоторых возможностях, больший операционный и тренировочный опыт», – сказал Чжао Тон из Центра Карнеги в Пекине.

Вместе с тем страны еще далеки от того, чтобы построить что-либо совместное, подобно тому, что США и союзники выстроили за многие десятилетия. Российские и китайские оборонные системы не способны работать вместе. Язык – тоже барьер. Очень мало специалистов по обе стороны способны говорить на китайском и русском языке. Соглашений о совместной обороне тоже нет. Россия поддерживает китайскую позицию по Тайваню, но в совете атаки, скорее всего, просто будет смотреть в другую сторону. Ни одна из сторон не хочет втягиваться в конфликты другой. Кроме того, их совместимость не готова к более масштабным операциям, кроме ограниченных антитеррористических и гуманитарных. The Economist пишет, что на фоне войны в Украине Китай, скорее всего, отменит все совместные учения с Россией. Согласно графику последних лет, следующие маневры должны были бы состояться летом или осенью. Теперь неизвестно, будут ли они вообще єто обсуждаться.

Пока российские ракеты падают на украинские города, китайские дипломаты заняли выжидательную позицию, наблюдая за путинской войной. Пока остальной мир в поисках способ поскорее закончить страдания Украины, Китай ждет своего времени и думает вперед.

Читайте также: Die Zeit: Китай вступит в войну против Украины, если станет вооружать Россию

Ранее сообщалось, что китайское оружие для России – решающий момент для Пекина. Прошение о помощи свидетельствует о том, что Россия не справляется с войной против Украины.