В социальных сетях Китая в последние дни был популярен комментарий, описывающий войну России против Украины как «любовный треугольник». Мол, Украина – это «бывшая жена» России, которая плохо обращалась с двумя их «общими детьми»: Донецком и Луганском. Эта же «жена» флиртовала из США и мечтала присоединиться к семье НАТО, но ей отказали. Другая версия этой же метафоры говорит, что США якобы похитили еще одно «дитя» - Тайвань. И, мол, Китаю нужно воспользоваться примером России, которая якобы тоже вернулась себе в Крым.
Кроме очевидного женоненавистничества (как отметил одни из комментаторов, «у них женщины не имеют отдельной личности, а только злые помыслы»), центральную роль в таких сообщениях всегда играет один и тот же персонаж – США. Об этом пишет в статье The Atlantic кандидат наук в сфере коммуникаций Государственного университета Джорджии Венди Джоу.
Многие комментаторы и чиновники на Западе расценили китайские уклонения по поводу российского вторжения в Украину как признак усиления альянса между Пекином и Москвой. Однако, сосредоточение на так называемой «безграничной дружбе» двух авторитарных стран оставляет без внимания главный китайский взгляд на этот кризис.
«Наш анализ комментариев в достаточно ограниченных социальных сетях Китая, а также официальных заявлений о вторжении обнаружил, что пророссийская позиция (правительства или тех пользователей, чье мнение широко распространяются) – это лишь вуаль для более глубокой критики влияния Америки или более широкого Запада», - пишет автор.
Как в дипломатических заявлениях, так и в обсуждениях в социальных сетях российская война против Украины объясняется как необходимый шаг для сопротивления западной (но большей части американской) агрессии. Китайские чиновники никогда откровенно не поддерживали вторжение России. Но они объясняли конфликт как результат эскалации, спровоцированной США. К примеру, в начале вторжения помощница министра иностранных дел Китая Хуа Чуньин осудила США за то, что они якобы загнали Россию в тупик, расширяя НАТО ближе к ее границам. Известный исследователь международных отношений Шен-Й пошел еще дальше, сравнив расширение альянса с Карибским ракетным кризисом 1962 года и обвинив США и их союзников в мировом доминировании. Политолог Шипин Тен назвал российское вторжение ловушкой для Украины и Европы, которую якобы создали США. Мол, так Вашингтон хочет извлечь выгоду из падения доверия к Москве, отстроив собственные связи с Европой.
Такие антизападные выдумки очень распространены в прениях о войне в интернете. Поток националистических пророссийских комментариев в социальных сетях Китая сосредоточен не на самой России и разборе российско-украинских отношений, а на якобы затолкавших Москву в режим самообороны НАТО и США. Пресс-секретарь министерства иностранных дел КНР Чжао Лицзян опубликовал на странице в социальной сети Weibo иллюстрацию географического расширения НАТО. В комментариях под ней сразу начали атаковать альянс. Пользователи писали: «НАТО заплатит за свой кровавый долг», «НАТО не знает границ, а его агрессивные амбиции столкнутся с сопротивлением», «Никто не может продолжать столь масштабное расширение к востоку». Другое популярное сообщение в Weibo было распространено 4600 раз. В нем утверждалось, что войны необходимы для установления долговременного мира. А США следует отказаться от гегемонских амбиций.
Эти комментарии не наделяют Украину никакими правами, обвиняя или высмеивая ее при желании присоединиться к «неправильному союзу». Правда, в последние дни в интернете Китая появились альтернативные голоса, говорившие о сострадании к Украине, распространяя истории китайских экспатов и фото из зоны боевых действий. Но такие сообщения либо быстро удалялись из-за цензуры, либо не привлекают особого внимания на фоне более напористой антиамериканской риторики.
Официальные и неофициальные комментаторы отмечают так называемые «двойные стандарты» со стороны США и других стран Запада. Например, многие указывают на контраст между обеспокоенностью Вашингтона событиями в Украине и медленным осуждением бомбардировки посольства Китая в Белграде силами НАТО в 1999 году. Или критикуют американские военные интервенции в Ираке, Сирии и Афганистане. Представитель министерства иностранных дел Вон Венбин обвинил Вашингтон в том, что он требует от Китая прилагать больше усилий, чтобы остановить войну в Украине, но при этом сам не может поддерживать международный мир и стабильность. В социальной сети Douyin стендап-комик высмеял западные санкции против русского искусства, спортивных команд и даже кошек. Видео собрало 49 тысяч вкусов.
Это использование пророссийских комментариев для противостояния моральной позиции Запада вписывается в более широкую закономерность растущего соперничества в китайской дипломатической риторике. Обвинение в двойных стандартах, например, стало распространенной техникой для критики США и отвержения осуждения Китая за нарушение прав человека. После штурма Капитолия 6 января китайские государственные СМИ начали активно говорить о недостатках американской демократии, выставляя ее как крошечную по сравнению с более надежным и ответственным управлением в Китае. Государственный таблоид Global Times писал, что в Китае власти якобы поддерживают прямой контакт с обществом и работают над тем, чтобы «максимизировать народное благополучие» в то время как в Америке политики используют неэффективные механизмы выборов. А меры по улучшению жизни людей часто искажает сила капитала.
Китай во времена Си Цзиньпина стремится отобрать «силу дискурса» у Запада, который якобы пытаются остановить китайский рост. Так что Россия, похоже, стала своевременным опосредованным каналом для Пекина, из-за которого он выражает свое недовольство. То, что «цифровые националисты» так быстро подхватили этот подход, говорит, что официальная трактовка войны помогла усилить легитимность китайской Компартии без необходимости идти на реальный риск, прибегая к подлинной экономической и военной поддержке России.