Пропаганда и цензура являются реализацией материального инструментария: они чисто физически расширяют возможности одних текстов и запрещают распространение других. Интернет изменил эти правила игры, дав индивидуальному пользователю право на собственные медиа. По этой причине для противодействия были придуманы правила пропаганды и цензуры нового века. Это, к примеру, информационные интервенции в выборы и референдумы, когда передаваемое индивидуальное сообщение строилось на базе лайков Фейсбука, что, в свою очередь, дает государствам силу воздействия твоего собственного друга в соцсети.
Об этом в своей статье для ZN.UA пишет Георгий Почепцов. По его мнению, если государственную коммуникацию можно отвергнуть как пропагандистскую, то сообщение друга или знакомого, наоборот, получает распространение, поскольку это мнение близкого по духу человека.
"Но и в том, и в другом случаях исходный источник сообщения - один и тот же, как и те последствия вашего поведения, которые таким образом программируются, - отмечает эксперт. - Искажения в нынешних коммуникациях в виде фейков и постправды приходят именно за счет усиления источников альтернативных картин мира. Это результат демократизации, пришедшей с Интернетом, когда стало возможным порождать альтернативные картины мира с помощью социальных медиа. До этого доминирования своей картины мира добивались государственные или религиозные источники, делая свои ценности обязательными для всех и наказывая несогласных".
Подробнее о разрушительном влиянии коммуникаций читайте в статье Георгия Почепцова "Управляя коммуникацией, мы одновременно управляем миром" в еженедельнике "Зеркало недели. Украина".