UA / RU
Поддержать ZN.ua

«Стратегия дикобраза»: Украину переводят на израильскую модель

Автор: Владимир Кравченко

Из Украины хотят сделать «второй Израиль». Крепость, ощетинившуюся «иголками дикобраза». Страну, в любую секунду готовую дать отпор врагу.

Как ранее писало ZN.UA, поскольку члены НАТО не готовы сегодня принимать нашу страну в свой клуб опасаясь прямой конфронтации с ядерной Россией, западные партнеры предлагают Украине гарантии безопасности, которые будут действовать до ее вступления в Альянс.

Читайте также: В НАТО рассматривают гарантии безопасности для Украины по "израильской модели" – WSJ

Сейчас идет обсуждение, в какой форме они будут представлены на саммите НАТО в Вильнюсе либо после него. Один из вариантов гарантий — предложение начать переговоры о вступлении Украины в ЕС уже в декабре. Другой — предоставить гарантии по примеру тех, что Израиль имеет от США, и поставлять Украине оружие и технологии. В Киеве также стремятся подписать многостороннее соглашение, предусматривающее военно-политические действия подписантов в случае, если в будущем РФ вновь нападет на нас.

По словам главы ОП Андрея Ермака, Украина хотела бы видеть определенный микс между «Киевским договором по безопасности» и двусторонними соглашениями, подобными заключенным между США и Израилем. Еще осенью прошлого года ZN.UA писало о рекомендациях к будущему «Киевскому договору по безопасности», подготовленных рабочей группой по вопросам международных гарантий безопасности для Украины. А что собой представляет израильская модель безопасности? В чем ее особенность?

Читайте также: В НАТО рассматривают гарантии безопасности для Украины по "израильской модели" – WSJ

«Архипелаг» безопасности Израиля

Израильская модель — это вовсе не двусторонний американо-израильский договор о взаимной обороне. Такого договора между этими странами нет, и американцы не пойдут плечом к плечу с израильтянами воевать за израильское государство в случае агрессии против него. Напомним, главный принцип подобных пактов о взаимной обороне — нападение на любую страну-участницу соглашения рассматривается как нападение на все страны-участники.

Существует несколько причин, по которым у израильтян нет «зонтика», в свое время предоставленного Вашингтоном японцам и южным корейцам. Ключевые среди них: двусторонний договор о взаимной обороне означает серьезные риски для безопасности Соединенных Штатов, угрозу интересам Вашингтона в Ближневосточном регионе. США также учитывают и склонность израильского руководства инициировать военные интервенции в соседние страны, в частности в Ливан и Сирию.

Поэтому в Соединенных Штатах отсутствуют даже дебаты о переходе к более тесному военному сотрудничеству с Израилем. Израильская модель безопасности — некий «архипелаг», состоящий из множества «островков» межправительственных соглашений о военно-техническом сотрудничестве по поставкам оружия и передовых технологий, а также финансировании израильских проектов по созданию новых видов вооружения.

Самый первый документ Вашингтон и Тель-Авив подписали еще в 1952 году — соглашение о предоставлении помощи для взаимного укрепления безопасности. В соответствии с ним Израиль получил право на экономическую и военную помощь США. При этом израильтяне могут использовать американское оборудование для обеспечения собственной обороны.

В 1970–80-х годах прошлого столетия Израиль и США подписали еще ряд документов, расширяющих рамки сотрудничества двух стран в сфере торговли и обороны, дипломатии и разведки. С 1976 года Тель-Авив является крупнейшим получателем ежегодной американской помощи в виде грантов, поставок военной техники на льготных условиях, а также создания фондов по поддержке исследований и разработок. Лишь Ирак и Афганистан одно время опережали Израиль по объему американской помощи. Теперь же пальма первенства — у Украины.

Так, в 2001 году, после подписания меморандума о взаимопонимании объемы американской военной помощи Тель-Авиву были увеличены до 2,4 млрд долл. в год. В 2007 году был подписан договор о военной помощи сроком на 10 лет, включавший помощь в размере 30 млрд долл. А в 2016 году Вашингтон и Тель-Авив подписали новое соглашение — Меморандум о военной помощи Израилю на 2019–2028 годы, по которому американцы предоставляли израильтянам 38 млрд долл. на десять лет.

Помимо финансовой помощи, Соединенные Штаты реализуют в Израиле несколько программ военных поставок.

Так, программа военных поставок иностранным государствам предусматривает продажу через правительства США и Израиля американского военного оборудования, предоставление услуг и организацию учений. В рамках этой программы состоялась продажа Тель-Авиву 20 истребителей F-35: сумма заключенной в 2010 году сделки составила 2,75 млрд долл., и ее финансирование было полностью покрыто американской военной помощью. Американцы также предоставили Израилю 502 млн долл. на создание «Железного купола».

Существует еще программа прямых коммерческих поставок, когда соглашения заключаются не между правительствами, а между американскими корпорациями и правительством другого государства. По условиям этой программы американские компании получают от министерства обороны лицензию на экспорт оружия, позволяющую им напрямую договариваться о поставках оборудования с зарубежными покупателями. По этой программе США поставили Израилю вооружений на сумму до 20 млрд долл.

Программа передачи зарубежным странам избыточной военной техники предусматривает безвозмездную передачу Израилю или продажу по существенно заниженной цене (на 50–80%) устаревших и избыточных вооружений. До 2001 года в рамках этой программы оружие передавалось преимущественно бесплатно. Например, в 1999 году Израиль получил от США 20 реактивных двигателей для истребителей, 10 тыс. 105-мм снарядов, 2 батальонных командных пункта для ЗРК Hawk.

При этом средства из военной помощи Тель-Авив должен тратить в основном на приобретение американской военной техники, запчастей, боеприпасов. Лишь небольшую часть денег — около 25% — Вашингтон позволяет реализовать в Израиле на особо оговоренные проекты. В частности, на строительство авиабаз (Увда и Рамон), нескольких пехотных учебных военных баз и т.д. Тем не менее право тратить четвертую часть американской помощи на территории Израиля — беспрецедентно, так как ни одна другая страна не имеет такой привилегии. Равно как и права заключать контракты непосредственно с американскими компаниями, минуя министерство обороны США.

Несмотря на тесные американо-израильские связи в сфере безопасности, США выступают против попыток реэкспорта своей военной помощи третьим странам. Например, Вашингтон заблокировал сделку по приобретению Индией систем ПРО Arrow в связи с тем, что система использует американские разработки. Для контроля над реэкспортом в 2005 году был подписан договор, предполагающий консультации Вашингтона и Тель-Авива в случае возможных поставок Израилем «чувствительного вооружения» в третьи страны.

Для безопасности Израиля значимо нахождение на его территории складов американского оружия. Размещать в этой стране стратегические запасы оружия Вашингтон начал с 1990 года. В соответствии с договоренностями Израиль, с разрешения США, может получить доступ к этому оружию в случае необходимости. Последний раз Тель-Авив прибегал к использованию запасов с американских военных складов в 2006 году во время Второй ливанской войны.

Помимо военной помощи Израиль также получает от Соединенных Штатов экономическую помощь в виде гарантий на займы.

Читайте также: В Украину поступила израильская система противодействия беспилотникам

Хватит ли сил у «дикобраза»?

Итак, двусторонние американо-израильские соглашения являются не столько гарантиями безопасности, сколько механизмом, укрепляющим обороноспособность Израиля. Но будет ли жизнеспособна израильская модель для нашей страны? Предлагая Киеву данный формат безопасности, нашим западным партнерам необходимо помнить не только о том, что объединяет две страны (а это наличие у них врагов, напрочь отказывающих украинцам и израильтянам в праве на существование), но и о том, что их отличает.

Израиль имеет сильную экономику и ядерный арсенал, элиту, консолидированную в вопросах безопасности, и население, которое в отличие от украинского практически поголовно проходит службу в армии и в подавляющем большинстве готово защищать свою страну. Его враги — террористические организации и некоторые страны Ближнего Востока, чья военная мощь уступает израильской. В то же время враг безъядерной Украины, испытывающей серьезные проблемы в сфере экономики и держащейся на плаву во многом благодаря иностранной помощи, — страна с ядерным оружием, крупным промышленным потенциалом, значительными природными и человеческими ресурсами. И украинские возможности исчерпываются быстрее, чем российские.

Израильская модель вызывает много вопросов. Например, хватит ли у нашей страны человеческих и финансовых ресурсов для ее реализации даже с учетом масштабной военной поддержки со стороны Запада?

Чтобы противостоять российской военной машине, Украине, не будучи участником коллективной системы обороны, следует перевести экономику на модель, в которой будут заложены значительные затраты на сектор безопасности и обороны, создать мобилизационную систему, в которой будут служить все граждане. Пребывая в режиме постоянной боевой готовности, необходимо будет десятилетиями содержать на постоянной основе 300–400 тысячную профессиональную армию и платить ей достойную зарплату. Учитывая состояние нашего бюджета и демографию, маловероятно, что украинское государство сможет себе это позволить.

Готовы ли наши партнеры ежегодно вкладывать десятки миллиардов долларов, чтобы Украина могла содержать сотни тысяч военнослужащих? Если да, то, как долго и в каких объемах готовы выделять деньги на нашу оборону? Ведь в случае с Украиной суммы будут значительно превосходить те, что США выделяют Израилю. При этом в Киеве должны учитывать негативные последствия зависимости от внешней финансовой и военной помощи и постоянной угрозы ее снижения.

Наконец, предлагая Украине израильскую модель, готовы ли на Западе закрыть глаза и разрешить нам иметь ядерное оружие так, как это было сделано в случае с Израилем? Как показали результаты соцопроса Центра Разумкова, половина граждан — за восстановление украинского ядерного арсенала. При этом 52% опрошенных украинцев полагают, что ТЯО будет сдерживать Россию, а 48,5% — удерживать от возможных враждебных шагов другие соседние страны. Но на Западе боятся появления еще одной ядерной державы.

Израильский путь для Украины не идеален и грозит нам серьезными рисками. Безусловно, для безопасности нашей страны оптимальным вариантом было бы участие в системе коллективной обороны — НАТО: двусторонние соглашения с США о поставках оружия не заменят нам пятой статьи. Без членства в Альянсе израильская модель дает возможность хоть как-то обезопасить себя, укрепляя свою обороноспособность. Важно, чтобы эта модель была промежуточным этапом на украинском пути к членству в НАТО, а не отменяла его.