США являются доминирующим игроком в аэрокосмической отрасли с тех пор, как более столетия назад в небо поднялись летательные аппараты с двигателями. От военных самолетов до авиалайнеров и частных самолетов — США являются лидером в этой области. Есть одно главное исключение из аэрокосмического лидерства США: небольшие коммерческие дроны.
На этом рынке доминируют китайские компании. Da-Jiang Innovations, или DJI, уверенно лидирует, за ней следует Autel Robotics, еще один производитель беспилотников, поддерживаемый китайским правительством. К примеру, страховые компании признали их полезными для проведения оценки убытков. А кинокомпании также часто их используют, потому что они дешевле и проще в использовании, чем вертолеты, сообщает Bloomberg.
У них также есть военное применение, как показала война России против Украины. Пентагон и Конгресс настолько обеспокоены отставанием США в производстве коммерческих дронов, что в декабре был подписан закон об американских беспилотниках, запрещающий федеральным агентствам и подрядчикам использовать китайские беспилотники. Министерство обороны также ввело программу закупок под названием Replicator, призванную стимулировать отечественное производство беспилотников. Эти шаги должны помочь выровнять ситуацию на рынке.
Китайское поглощение индустрии коммерческих беспилотников не было случайностью, считает отраслевая торговая группа Association of Uncrewed Vehicle Systems International или AUVSI. С помощью государственных субсидий китайские дроны заполонили мировой рынок.
"Результаты демпинга китайских беспилотников оказались разрушительными для американской отрасли производства дронов", — говорится в январском исследовании, опубликованном торговой группой.
Китайские дроны занимают около 90% потребительского рынка и 70% промышленного рынка. Американские производители дронов были уничтожены на ранней стадии под натиском более дешевых и, откровенно говоря, более мощных дронов DJI, а впоследствии и Autel. DJI Phantom 4, оснащенный превосходной камерой и технологией избегания объектов, коренным образом изменил отрасль, когда был представлен в 2016 году.
При поддержке правительства американские производители могут вернуться в игру с меньшими и более дешевыми беспилотниками. Skydio, крупнейший американский производитель коммерческих беспилотников, расширил свой завод в Хэйварде, штат Калифорния, и ожидает, что увеличение объемов производства поможет снизить затраты. Марк Валентайн, президент и генеральный директор Skydio по вопросам глобального правительства говорит, что последний дрон компании X10 заполнил пробел в технологиях китайской компании DJI.
Хотя полный запрет китайских беспилотников на американском рынке был бы слишком большим шагом, американские производители дронов могут увеличивать производственные мощности и развивать цепи поставок, которые не зависят от Китая. Имея потенциал продаж для снабжения федеральным агентствам, такие компании, как Skydio, должны активизироваться и производить небольшие дроны, конкурирующие как по качеству, так и по цене, чтобы выиграть у DJI и Autel.
Напомним, что украинские военные получили многоразовый дрон-бомбер Hummel. Он может нести 2 кг веса на расстояние до 20 км. Министр цифровой трансформации Украины Михаил Федоров сообщил, что этот дрон рекомендовали к кодификации по стандартам Североатлантического альянса. "Какие беспилотники нам нужны, и те ли мы закупаем?" — читайте в статье Юрия Касьянова.