Принудительное приземление самолета авиакомпании Ryanair в Минске на очевидно ложных основаниях угрозы взрыва бомбы вызвало необычно быструю реакцию международного сообщества. Авиакомпаниям рекомендовано не осуществлять полеты над Беларусью, национальному авиаперевозчику страны запрещен доступ в воздушное пространство ЕС. Кроме того, сейчас разрабатываются очередные санкции против белорусской элиты, пишет Financial Times.
Спецоперация белорусского диктатора Александра Лукашенко была направлена на задержание журналиста Романа Протасевича. Это не первый случай, когда государство принудительно посадило реактивный самолет в политических целях. Но это фактически первый раз, когда гражданский контроль воздушного движения превратили в оружие - государство использовало его для передачи ложного сообщения о бомбе коммерческому авиалайнеру, чтобы заставить его приземлиться.
Теперь, когда пример показано, подобным путем могут воспользоваться и другие режимы. Так что же делать?
Можно предположить, что Беларусь нарушила международное авиационное законодательство. Но на самом деле первая статья Конвенции о международной гражданской авиации, которая устанавливает глобальные нормы безопасного гражданского полета, говорит: «каждое государство имеет полный и исключительный суверенитет над воздушным пространством над своей территорией». Это вступительное утверждение является необходимым условием, которое позволяет международной системе гражданской авиации существовать.
В то же время, такое утверждение - это также самая большая слабость в обеспечении целостности системы мировой авиации, как уже показал инцидент с Ryanair.
«Если государство решит, что есть уважительная причина попросить самолет приземлиться, оно может это сделать практически безнаказанно», - говорит сопредседатель авиации юридической компании Watson Farley & Williams Джим Белл.
Действия Беларуси явно противоречат духу конвенции, и прецедент может иметь серьезные последствия для авиационной отрасли. Потенциальные последствия выходят за рамки необходимости избегать полетов над Беларусью, что увеличит расходы на топливо, а также будет способствовать росту вредных выбросов.
Пилоты должны доверять тому, что им говорят контролеры. Если им придется думать о «скрытых мотивах» сообщений, особенно в такой стрессовой ситуации, как угроза взрыва бомбы, - это лишь добавит сложности и без того напряженной ситуации, а также поставит под угрозу общую безопасность.
«Этот беспрецедентный акт незаконного вмешательства потенциально может перекрыть все попытки эффективного реагирования на угрозы взрыва бомб во время полетов», - заявила Международная федерация ассоциаций линейных пилотов.
Сложность заключается в том, что нет очевидного способа решения проблемы. Идеальным решением будет создание независимой международной системы предоставления аэронавигационных услуг.
Это, возможно, не мешало бы Беларуси сфальсифицировать угрозы взрыва бомбы и сообщить о ней рейса 4978. Но обычной процедурой в случае угрозы взрыва является приземление в ближайшем аэропорту.
«Независимый поставщик» аэронавигационных услуг направил бы самолет в Вильнюс, который находился на расстоянии 72 км, а не в Минск на расстоянии 183 км. По крайней мере, Протасевича и его девушку не смогли бы задержать.
Однако после десятилетий попыток ЕС пытается заставить государства-члены принять меры, которые бы соответствовали этому «идеалу». Инициатива Единого европейского неба была начата около двух десятилетий назад для уменьшения фрагментации европейского воздушного пространства и повышения эффективности управления воздушным движением.
Несколько недель назад аналитик Вилли Уолш предупредил, что инициатива находится на грани краха из-за «непримиримости и эгоизма ключевых государств ЕС и их аэронавигационных служб».
Большинство стран не желают уступать своим суверенным правом управлять собственным воздушным пространством, даже имея существенные ограничения по обеспечению свободы действий военных в случаях угрозы или конфликта.
ЕС готовит жесткие акции в борьбе с действиями Беларуси. Но ограничений полетов и санкций может быть недостаточно, чтобы не позволить другим режимам последовать примеру Лукашенко. Было бы гораздо лучше, если бы для борьбы с подобными «спецоперациями» была разработана целостная система.
Брюссель разрабатывает общеевропейскую внешнюю авиационную политику, заменяя двусторонние соглашения государств-членов с другими странами. Эти соглашения касаются безопасности и конкуренции. Возможно, их также можно использовать как катализатор начала реформирования глобальной работы аэронавигационных служб.
Но сначала ЕС придется исправить собственные ошибки. Пока государства-члены не спешат с Единым европейским небом, трудно поверить в то, что подобные инциденты по перехвату самолетов не повторятся в ближайшем будущем, резюмирует издание.
Напомним, 23 мая в аэропорту Минска принудительно посадили самолет Ryanair рейса Афины - Вильнюс под предлогом анонимного сообщения о минировании. Для перехвата лайнера, который находился в двух минутах лету от Вильнюса, в небо подняли истребитель ВВС Беларуси.
Великобритания закрыла свои аэропорты для самолетов «Белавиа», рекомендовала британским компаниям не отправлять борты через воздушное пространство Беларуси, а также подготовило новые санкции против режима Лукашенко. Аналогичные меры утвердил Саммит ЕС.
С 26 мая закрыто авиасообщение между Украиной и Беларусью.
Подробнее о том, что означает похищение белорусскими силовиками оппозиционера Романа Протасевича, каким может быть наказание Европы для заигравшегося диктатора, и что следует делать Украине в сложившейся ситуации, читайте в статье Владимира Кравченко «Зона, запретная для полетов» в ZN.UA.