UA / RU
Поддержать ZN.ua

«Спецоперация Лукашенко» превратила культуру безопасности авиации в оружие — FT

Теперь, когда Беларусь показала пример, другие режимы могут пойти подобным путем.

Принудительное приземление самолета авиакомпании Ryanair в Минске на очевидно ложных основаниях угрозы взрыва бомбы вызвало необычно быструю реакцию международного сообщества. Авиакомпаниям рекомендовано не осуществлять полеты над Беларусью, национальному авиаперевозчику страны запрещен доступ в воздушное пространство ЕС. Кроме того, сейчас разрабатываются очередные санкции против белорусской элиты, пишет Financial Times.

Спецоперация белорусского диктатора Александра Лукашенко была направлена ​​на задержание журналиста Романа Протасевича. Это не первый случай, когда государство принудительно посадило реактивный самолет в политических целях. Но это фактически первый раз, когда гражданский контроль воздушного движения превратили в оружие - государство использовало его для передачи ложного сообщения о бомбе коммерческому авиалайнеру, чтобы заставить его приземлиться.

Теперь, когда пример показано, подобным путем могут воспользоваться и другие режимы. Так что же делать?

Можно предположить, что Беларусь нарушила международное авиационное законодательство. Но на самом деле первая статья Конвенции о международной гражданской авиации, которая устанавливает глобальные нормы безопасного гражданского полета, говорит: «каждое государство имеет полный и исключительный суверенитет над воздушным пространством над своей территорией». Это вступительное утверждение является необходимым условием, которое позволяет международной системе гражданской авиации существовать.

В то же время, такое утверждение - это также самая большая слабость в обеспечении целостности системы мировой авиации, как уже показал инцидент с Ryanair.

«Если государство решит, что есть уважительная причина попросить самолет приземлиться, оно может это сделать практически безнаказанно», - говорит сопредседатель авиации юридической компании Watson Farley & Williams Джим Белл.

Действия Беларуси явно противоречат духу конвенции, и прецедент может иметь серьезные последствия для авиационной отрасли. Потенциальные последствия выходят за рамки необходимости избегать полетов над Беларусью, что увеличит расходы на топливо, а также будет способствовать росту вредных выбросов.

Пилоты должны доверять тому, что им говорят контролеры. Если им придется думать о «скрытых мотивах» сообщений, особенно в такой стрессовой ситуации, как угроза взрыва бомбы, - это лишь добавит сложности и без того напряженной ситуации, а также поставит под угрозу общую безопасность.

«Этот беспрецедентный акт незаконного вмешательства потенциально может перекрыть все попытки эффективного реагирования на угрозы взрыва бомб во время полетов», - заявила Международная федерация ассоциаций линейных пилотов.

Сложность заключается в том, что нет очевидного способа решения проблемы. Идеальным решением будет создание независимой международной системы предоставления аэронавигационных услуг.

Это, возможно, не мешало бы Беларуси сфальсифицировать угрозы взрыва бомбы и сообщить о ней рейса 4978. Но обычной процедурой в случае угрозы взрыва является приземление в ближайшем аэропорту.

«Независимый поставщик» аэронавигационных услуг направил бы самолет в Вильнюс, который находился на расстоянии 72 км, а не в Минск на расстоянии 183 км. По крайней мере, Протасевича и его девушку не смогли бы задержать.

Однако после десятилетий попыток ЕС пытается заставить государства-члены принять меры, которые бы соответствовали этому «идеалу». Инициатива Единого европейского неба была начата около двух десятилетий назад для уменьшения фрагментации европейского воздушного пространства и повышения эффективности управления воздушным движением.

Несколько недель назад аналитик Вилли Уолш предупредил, что инициатива находится на грани краха из-за «непримиримости и эгоизма ключевых государств ЕС и их аэронавигационных служб».

Большинство стран не желают уступать своим суверенным правом управлять собственным воздушным пространством, даже имея существенные ограничения по обеспечению свободы действий военных в случаях угрозы или конфликта.

ЕС готовит жесткие акции в борьбе с действиями Беларуси. Но ограничений полетов и санкций может быть недостаточно, чтобы не позволить другим режимам последовать примеру Лукашенко. Было бы гораздо лучше, если бы для борьбы с подобными «спецоперациями» была разработана целостная система.

Брюссель разрабатывает общеевропейскую внешнюю авиационную политику, заменяя двусторонние соглашения государств-членов с другими странами. Эти соглашения касаются безопасности и конкуренции. Возможно, их также можно использовать как катализатор начала реформирования глобальной работы аэронавигационных служб.

Но сначала ЕС придется исправить собственные ошибки. Пока государства-члены не спешат с Единым европейским небом, трудно поверить в то, что подобные инциденты по перехвату самолетов не повторятся в ближайшем будущем, резюмирует издание.

Читайте также: Лукашенко пытается запугать оппозицию — The Washington Post

Напомним, 23 мая в аэропорту Минска принудительно посадили самолет Ryanair рейса Афины - Вильнюс под предлогом анонимного сообщения о минировании. Для  перехвата лайнера, который находился в двух минутах лету от Вильнюса, в небо подняли истребитель ВВС Беларуси.

Великобритания закрыла свои аэропорты для самолетов «Белавиа», рекомендовала британским компаниям не отправлять борты через воздушное пространство Беларуси, а также подготовило новые санкции против режима Лукашенко. Аналогичные меры утвердил Саммит ЕС. 

С 26 мая закрыто авиасообщение между Украиной и Беларусью.

Подробнее о том, что означает похищение белорусскими силовиками оппозиционера Романа Протасевича, каким может быть наказание Европы для заигравшегося диктатора, и что следует делать Украине в сложившейся ситуации, читайте в статье Владимира Кравченко «Зона, запретная для полетов» в ZN.UA.