С первых дней войны в Сирии именно для Турции среди всех стран в регионе больше всего было поставлено на карту и она больше всех прямо вмешивалась в конфликт. Турецкие границы стали главным портом для бойцов всех видов, которые хотели попасть на сирийскую территорию. А турецкие пограничные города и села приняли около миллиона беженцев.
Турецкие международные аэропорты тоже были заполнены пассажирами. Большинство из 15-20 тысяч иностранных террористов "Исламского государства" сначала прилетали в Стамбул или Адану, а затем отправлялись на сирийскую территорию.
Турецкий канал играл на руку союзникам Башара Асада, которые, по крайней мере до уничтожения российского бомбардировщика турецкими истребителями, позволяли или даже поддерживали "Исламское государство". Поэтому слова Владимира Путина о том, что Турция "поддерживает терроризм", взволновало даже союзников Анкары.
Об этом на страницах The Guardian пишет обозреватель Мартин Чулов. С середины 2012 года, когда джихадисты начали съезжаться в Сирию, их присутствие было заметным на всем пути к границе: в аэропорту Стамбула, в южных городах Хатай и Газиантеп. Иностранцы почти без проблем ездили через Турцию вплоть до 2014 года, пока ЕС и США не начали давить на Анкару и не заставили принять меры для перекрытия этого канала.
Но к тому времени "Исламское государство" уже стало главной силой на севере и востоке Сирии. При этом, Турция поддерживала некоторые исламистские группы и умеренную сирийскую оппозицию, утверждая, что то, что в остальных возникнет из руин Сирии будет иметь мало общего с первоначальными целями сирийской революции.
Европейские дипломаты начали бить тревогу, обвиняя Анкару в поддержке исламистов, которые едут воевать против Асада, который до расстрелп демонстрантов в 2011 году был другом турецкого президента Раджепа Тайипа Эрдогана. Только после жестокой расправы над участниками протестов они стали врагами.
"Эрдоган пытался взять шефство над Асадом. Но после применения силы против демонстрантов он обиделся на сирийского президента", - сказал неназванный западный дипломат.
Когда ситуация в Сирии начала ухудшаться, Турция усилила поддержку целого ряда групп и признала, что джихадисты, которые едут на войну через турецкую территорию, вряд ли хорошее явление. В диалоге с Западом тоже произошла смена риторики. Анкара отказалась от определения "те, кто искажает религию" и начала употреблять термин "террористы" в официальных письмах.
Но в это же время, в некоторых аспектах отношения "Исламского государства" с Турцией продолжили развиваться. Турецкие бизнесмены заключали нелегальные соглашения о поставках контрабандной нефти из месторождений, захваченных террористами. Таким образом, боевики получали ежедневно по 10 миллионов долларов. На протяжении последних двух лет несколько главарей "Исламского государства" рассказывали The Guardian о том, что Турция в основном не препятствует террористам и редко решается прямо им противостоять.
В мае американские силы на Западе Сирии убили одного из главарей "Исламского государства" Абу Саяфа, который занимался контрабандой нефти. На рыбацкой лодке, которым террорист возил нефть за границу, были найдены данные о его договоренности с некоторыми турецкими чиновниками. Документы отправили в Вашингтон и Лондон с предупреждением, что они "могут иметь политические последствия".
Вскоре после этого, Турция открыла новый военный фронт против курдских сепаратистов, с которыми продолжается конфликт на протяжении последних 40 лет. Анкара разрешила США использовать турецкую военную базу Инджирлик для бомбардировки "Исламского государства", согласившись присоединиться к американской антитеррористической операции. Но при этом турецкие войска бомбили в основном позиции курдских отрядов в Сирии, которые стали самой эффективной наземной силой в войне против "Исламского государства". На Западе узнали об этом, но Турция как член НАТО осталась среди союзников США и Великобритании.
Вместе с тем, снисходительность к террористам "вылезла боком" самой Турции.
"Турки думали, что они смогут держать все под контролем. Но им не удалось. Поэтому их ошибка повлекла тяжкие последствия в центре Анкары, когда в октябре смертники "Исламского государства" подорвали себя. И эта ошибка будет преследовать их еще долго", - сказал неназванный западный дипломат.
Тем временем, президент Франции Франсуа Олланд призвал закрыть границу между Турцией и Сирией. Он подчеркнул, что сирийский кризис затрагивает все страны Европы. 10 ноября США и Турция договорились усилить давление на "Исламское государство". В Белом доме сообщили, что лидеры стран обсудили ситуацию в Сирии и "важность расширения совместных усилий по укреплению умеренной сирийской оппозиции" и усиление давления на ИД.
4 ноября военные США сообщили, что рассматривают возможность предоставитьбольше вооружения сирийским повстанцам, которые воюют с террористической группировкой "Исламское государство".
Активизация помощи ополченцам связана с воздушной военной операцией России в Сирии,которая началась 30 сентября после соответствующего запроса президента страны Башара Асада, которому с момента начала войны в Сирии в 2011 году Россия оказывает поддержку, в то время как страны НАТО и ЕС обвиняют режим Асада в военных преступлениях и требуют его отставки.