Независимо от того, мертв или жив Ислам Каримов, который жестоко руководил Узбекистаном на протяжении 27 лет, его эра подходит к концу. Его народ сейчас тревожат два вопроса. Первый – кто будет его преемником? Второй – будет ли он лучше?
Об этом сегодня пишет The Economist, добавляя, что преемник Каримова, которого узбеки так долго терпели, вряд ли будет лучше. Издание пишет, что из пяти постсоветских режимов в Центральной Азии узбекский был одним наиболее жестких из-за огромной паранойи президента.
Новости о том, что Каримов якобы умер 29 августа, стали сенсацией для тех, кто следит за ходом событий в Центральной Азии. Собственно, слухи о неизбежной смерти 78-летнего президента годами циркулировали в Ташкенте. Однако сейчас разговоры об этом стали более основательными. В первом официальном объявлении относительно здоровья президента речь шла о том, что он в больнице. Но уточнений о причинах его госпитализации не было. Его дочь, Лола Каримова-Тиллаева, написала на своей странице в Instagram, что у ее отца произошло кровоизлияние в мозг. Его состояние стабильное, однако прогноз неизвестен. Правительство не отреагировало на сообщения о возможной смерти Каримова. Но если он не появится на праздновании дня независимости, которое пройдет сегодня, 31 августа, и завтра, 1 сентября, станет очевидно, что его состояние тяжелое.
Что же произойдет, если он умрет? Каримов публично не планировал передачу власти, которая оказалась в его руках 1989 года, когда Кремль назначил его главным коммунистом Узбекистана. После распада СССР он стал президентом независимого государства и с того времени возобновлял свои полномочия с помощью фальшивых выборов. В 2005 году его спецслужбы расстреляли демонстрантов, которые вышли на протест в городе Андижан. Официально жертвами стали 187 человек, а независимые наблюдатели называют цифры от 300 до тысячи погибших. Пытки тоже распространены в Узбекистане. Истории о заключенных, которых варили заживо, всплыли на поверхность в 2002 году.
Узбекские кланы годами маневрировали, сражаясь за власть, желая сохранить влияние на экономику, полученное во времена правления Каримова. Если они до этого времени тайно не договорились о том, кто станет его преемником, тогда борьба за власть усилится. Внешние силы также будут маневрировать.
Бывший колонизатор Узбекистана Россия будет стараться сохранить влияние на страну, считая ее своим "задним двором". В настоящее время подходы Китая более меркантильны. Он захочет сохранить импорт газа из Узбекистана. А США дальше будут склонять страну в свою сторону, поскольку считают ее союзником в войне против терроризма, поскольку Узбекистан граничит с Афганистаном.
Старшая дочь президента Гулнара Каримова считалась главным претендентом на "корону отца". Но несколько лет назад она потеряла этот статус из-за скандала. В 2014 году ее поместили под домашний арест в Ташкенте. Поэтому она нервно ждет свою судьбу после смерти Каримова. Должность президента все еще может остаться в руках семьи и перейти младшей дочери Лоле, которая считает свою старшую сестру заклятым врагом. Однако ни она, ни ее муж-бизнесмен Тимур Тиллаев не были членами правящего круга.
В это же время, двое инсайдеров, вероятно, имеют лучшие шансы возглавить страну. Это премьер-министр Шавкат Мирзиёев и его заместитель, хотя ходят слухи, что последнего уже арестовали. Существует мнение и о том, что от решения председателя Службы национальной безопасности Узбекистана Рустама Иноятова будет зависеть, кому перейдет власть.
"Кто бы не стал следующим президентом, Каримов оставит ему в наследство кучу проблем. Несмотря на то, что Узбекистан самый населенный среди всех стран с окончанием "-стан" и имеет 31 миллион граждан, обладает большим количеством полезных ископаемых и прежде считался наиболее перспективным, он стал экономическим инвалидом, отравленным коррупцией, который не выходит за пределы СССР", - говорится в статье.
Черный рынок в стране процветает. Международных инвесторов отпугивает большая история захвата активов в Узбекистане. Чиновники в Ташкенте наживаются на экспорте газа, золота и хлопка (собирать который заставляют миллион людей ежегодно) в то время, как простые узбеки борются за выживание. Многие зависят от денег, которые заробитчане пересылают из России, но им тоже стало трудно из-за рецессии. Преемник Каримова также получит страну, которая стала одним из мировых лидеров по нарушениям прав человека. Политическая оппозиция и независимые СМИ запрещены в Узбекистане. Около 10 тысяч политических заключенных гниют в тюрьмах. Большинство узбеков светские, но исламский экстремизм постепенно набирает обороты из-за репрессий против религиозной оппозиции. Сотни узбеков воюют на стороне "Исламского государства" в Сирии и Ираке.
Четверть века Каримов боролся с инакомыслием в Узбекистане. Поэтому не важно, кто придет ему на замену, он все равно будет незавидным лидером. Он или она может продолжить использовать такие же жестокие методы, чтобы подавить недовольство политических элит или народные восстания.
"Система, построенная Каримовым, может продолжить существование после него, заменив лишь тех, кто сидит на верхушке. Оттепели не будет", - сказал редактор издания Ferghana News Даниил Кислов, который следит за событиями в Центральной Азии.
Издание Financial Times писало, что возможная смена власти застыла Узбекистан не в самое легкое время для страны. Падение цен на нефть и экономический кризис в России вызвало эффект домино по всей Центральной Азии. Международный валютный фонд прогнозирует, что Узбекистану придется увидеть самые низкие темпы роста страны за последние 13 лет. В то же время, растет беспокойство по поводу исламистского экстремизма, к которому имеют отношение сотни узбекских граждан, которые присоединились к "Исламского государства" к боевикам в Сирии и Ираке.