На день рождения 3 министр обороны Сергей Шойгу сделал ему подарок: представил доклад о военной кампании России в Сирии. Он включал новость о запуске с военного корабля в Каспийском море крылатых ракет, которые были расположены от своей цели за 1,5 тысячи километров.
"Мы знаем, насколько сложные такие операции", - сказал тогда Путин одобрительно.
После этого они вместе играли в хоккей. Президент забил семь шайб, а министр обороны – только одну. Однако их команда легко одержала победу. Когда Шойгу стал министром обороны в 2012 году, его сотрудничество с Владимиром Путиным не ограничиволась только хоккеем.
Вооруженные силы России стали главным инструментом президента во внешней политике. В Крыму и на Востоке Украины, на границах воздушного пространства НАТО, а теперь еще и в Сирии, Россия демонстрирует свою силу очень эффективно.
"Под руководством Шойгу, российские вооруженные силы России продемонстрировали боеспособность, организованность, логистические навыки, которых раньше мы не видели", - говорит эксперт Эвелин Фаркас, которая до недавнего времени была должностным лицом в Пентагоне по России.
Но Шойгу – не просто очередной министр обороны России. Будучи моложе Путина на три года, он один из тех, кто дольше всего работает в российском правительстве. Его пребывание при власти началось еще в 1990 году, до развала СССР. В то время Путин еще был никому не известным и работал в Санкт-Петербурге. Об этом сегодня пишет The Economist.
Шойгу получил хорошую репутацию на посту министра по чрезвычайным ситуациям. Ловко манипулируя российской бюрократией, он получил власть и при этом почти не нажил себе врагов.
"В правящей верхушке другого такого политика нет. Это совершенно беспрецедентная история", - говорит аналитик Евгений Минченко.
В России очень часто происходят чрезвычайные ситуации - от наводнений и лесных пожаров до затонувших субмарин и разбитых самолетов. Поэтому не удивительно, что глава МЧС стал популярным и знаменитым. Шойгу при этом не входит в ближайший круг бывших офицеров КГБ Владимира Путина. Он инсайдер, который получил доверие. Минченко, который опубликовал свое исследование под названием "Политбюро 2.0", считает Шойгу вторым по влиятельности среди путинского ближнего круга чиновников после главы администрации президента РФ Сергея Иванова. Когда принимались решения о вторжении в Украину или Сирию, роль Шойгу в этом процессе была одной из ключевых.
Комбинация из его лояльности к действующему президенту, популярности и компетентности делает министра обороны очень вероятным преемником Путина.
Издание напоминает, что Шойгу начал свою карьеру еще во времена СССР, но после распада коммунистической империи он лишь укрепил свое положение. Кроме ликвидации природных катаклизмов, он также был посредником в конфликтах в Южной Осетии, Таджикистане и Чечне. В 1999 году президент Борис Ельцин готовился передать власть Путину. Он создал новую партию "Единство", во главе которой поставил именно Шойгу. Теперь это правящая партия "Единая Россия". Ельцин называл Шойгу "нашей самой большой звездой".
Когда Путин стал президентом, его стратеги пытались создать для него новый образ лидера. Бывший советник Кремля Глеб Павловский говорит, что администрация "искусственно создала" образ "Путина-спасителя", который списали частично с Шойгу.
"Путин тоже должен был стать спасителем", - говорит Павловский.
Шойгу уступает по популярности Путину. Он, по словам бывшего советника Кремля, понимал, что "двух медведей в стране быть не может". Зато он добился личной лояльности президента. В 2000 году он подарил Путину черного лабрадора Кони, который стал его любимцем. Шойгу сопровождал президента во всех его путешествиях в стиле "мачо". Он "патриотически" проводил отпуск в российских лесах, а не на французских пляжах. Путин и Шойгу разделяют интерес к истории. Министр обороны стал президентом Русского географического сообщества – восстановленной группы имперских времен, которая служит в качестве клуба для российской элиты.
Вопрос, что будет после Путина, пугает политическую систему России. Стратегия президента, которая удерживает его у власти, базируется на идее безальтернативности. По словам Павловского, если появится реальный список хотя бы из двух имен тех, кто бы мог стать президентом, может начаться политическая игра, над которой Путин боится потерять контроль.
Но если короткий список возможных преемников действительно существует, то Шойгу очень вероятно в нем есть. Он остается вторым политиком в России, который пользуется широкой популярностью и доверием после Путина. Он избежал скандалов и кажется относительно "чистым". Хотя недавно оппозиционер Алексей Навальный обвинил Шойгу в строительстве поместья, стоимостью 18 миллионов долларов.
Министр обороны длительное время отрицал политические амбиции. И это может сработать в его пользу.
"Он, очевидно, не в отчаянном положении, чтобы лезть на политическую верхушку. Это может означать, что он и так знает, что в конце окажется на ней", - считает эксперт Университета Нью-Йорка Марк Галеотти.
Когда Путин уйдет и начнется "чрезвычайная ситуация", россияне могут обратиться к уже известному им "спасателя". Ранее издание Gazeta Wyborcza писала, что россияне боятся еще более жестокого преемника Путина.
Российские олигархи, которые хорошо знакомы с процессами борьбы за власть, начали бояться после убийства Бориса Немцова недалеко от Кремля. Дело так и не раскрыли, а главный обвиняемый отрицает свою причастность к преступлению и говорит, что российские следователи "выбили" из него признание.
Йенс Сигерт на протяжении 22 лет работает в России. Из них 16 – он посвятил работе в московском отделении Фонда Генриха Бюлла, связанного с немецкими "Зелеными". Он убеждает, что с тех пор, как Путин стал в третий раз президентом, в российской политике воцарилась атмосфера страха.
Ранее издание Bloomberg писало, что после Путина может прийти режим гораздо опаснее. Чем дольше будет продолжаться экономический спад в России, тем больше вероятность того, что оппозиция Путина превратиться в нечто более опасное. И эта оппозиция будет состоять не из демократических сил, а с более радикальных сподвижников Путина.
Российский экономист Евгений Гонтмахер на страницах Financial Times писал, что России нужны лучшие идеи относительно жизни после Путина. Потому что российский президент руководит сам и тщательно следит, чтобы в его руках была монополия на политические идеи. А видение будущего у него нет.
А единственный депутат Госдумы РФ, который голосовал против аннексии Крыма Илья Пономарев писал на страницах Bloomberg, что миллион россиян из-за рубежа могут изменить Россию после Путина. Он предлагает провести в России децентрализацию, выстроить независимую судебную систему и создание конкурентных условий ведения бизнеса. По его мнению, люди, которые могли бы это сделать, ждут шанс "от Лондона до Кремниевой долины".