UA / RU
Поддержать ZN.ua

SCMP: Пелоси не первый лидер Конгресса на Тайване, почему Китай реагирует сейчас жестче, чем в 1997 году?

Пекин и четверть века назад был не в восторге от поездок американских политиков в Тайбэй, но тогда в США обе партии стремились к лучшим отношениям с Китаем.

Нэнси Пелоси – не первый спикер Палаты представителей Конгресса США на Тайване. Но из-за изменений в политическом контексте Пекин рассматривает ее визит не так, как поездку Ньюта Гингрича в 1997 году.

Во вторник Гингрич сказал в эфире Fox News, что во время своего путешествия на остров он договорился с Пекином, который позволил ему побывать и в КНР. Из материкового Китая тогдашний спикер нижней палаты Конгресса отправился в Японию и только оттуда – на Тайвань. Это позволило ему не совершать прямое путешествие с материка на остров, пишет гонконгская газета South China Morning Post.

Спикер Палаты представителей – третий в очереди тех, кто потенциально может заменить президента. Пелоси стала самым влиятельным политиком США из всех, кто посетил Тайвань после Гингрича. Во вторник посол Китая в США Цинь Ган сказал CNN, что визит 1997 года был «совершенно ошибочным».

«Китайская сторона была против этого с самого начала. США нужно было извлечь из этого урок, а не повторять старые ошибки. Одни ошибки не могут оправдывать дальнейшие аналогичные промахи», – сказал китайский посол.

Но в 1997 году реакция Пекина была более спокойной, чем сейчас. Народная освободительная армия объявила о серии научат у побережья Тайваня с применением боевых боеприпасов. Также Пекин ввел новые ограничения для торговли в проливе. Профессор по международным отношениям Китайского университета иностранных дел Су Хао сказал, что Пекин рассматривает намерения визитов двух спикеров Палаты представителей по-разному. В 1997 году поиски улучшения отношений между США и Китаем были на повестке дня как республиканцев, так и демократов.

Читайте также: WP: Визит Пелоси на Тайвань создал лишние проблемы для Байдена

«В то же время двусторонние отношения улучшались. Был положительный тренд сотрудничества между странами», - сказал Су Хао, напомнив, что в 1997 году Гингрич встретился с лидером Китая Цзян Цзэминем и премьером Ли Пеном, а также бывшим мэром Шанхая Ваном Даоханом, игравшим большую роль в отношениях между Пекином и Тайбэем.

«Но сейчас Пелоси проигнорировала предупреждение от Китая, а визит был очень провокативным», – сказал китайский эксперт.

Также Гингрич побывал на Тайване спустя месяц после визита вице-президента Эла Гора в Китай, а также вскоре после передачи Гонконга во власть Китая. Это было время, когда Пекин не хотел спорами с США испортить атмосферу. Также стороны стремились улучшить отношения, напряженные после того, как в 1995 году президент Тайваня Ли Денхуэй посетил США. Тогда Народная освободительная армия запустила ракеты в Тайваньском проливе. Гингрич возглавлял кампанию снятия санкций с Пекина, введенных за кровавое подавление продемократических протестов на площади Тяньаньмэнь в 1989 году. Он также выразил поддержку позиции китайского правительства, что Тайвань и Китай – это одна страна. Офис президента Ли Денхуэя опубликовал заявление после визита Гингрича о том, что "объявлять независимость нет нужды", потому что "Республика Китай и так независимая суверенная страна".

Читайте также: Экономический вопрос: чем Тайвань интересен Китаю, и почему США с этим не согласятся

Но сейчас напряжение между США и Китаем очень высокое. А программа Пелоси на Тайване зацепила много болевых точек Пекина. В отличие от Гингрича, пробывшего на острове всего три часа, она провела в Тайбэе ночь и встретилась с президентом Цай Инвэнь, а также с политиками, диссидентами и активистами-правозащитниками включая сбежавшего из Гонконга в 2019 году Лама Винг-Ки, одного из бывших лидеров студентов, вышедших на площадь Тяньаньмэнь, Уэром Кайси. Президент США пытался убедить Пекин, что Конгресс – это отдельная ветвь власти, не связанная с Белым домом. Но, несмотря на это, Си Цзиньпин предостерег Джо Байдена во время телефонного разговора, чтобы Вашингтон «не играл с огнем» в вопросе Тайваня.

«Природа двусторонних отношений между Китаем и США изменилась. И Тайвань использовали как форпост, как пешку в усилиях Вашингтона сдержать Китай», – сказал профессор Пекинского университета Ван Йонг.