Лидеры стран БРИКС сосредоточатся на способах уменьшения зависимости от доллара США во время стартующего во вторник, 22 августа, саммита. Об этом заявил вице-президент ЮАР Пол Машатиле, сообщает Bloomberg.
Лидеры крупнейших государств с развивающимися рынками встречаются в Йоханнесбурге 22-24 августа на саммите БРИКС. Бразилия, Индия, Китай, Южная Африка и РФ также будут обсуждать вопросы расширения группы и активизацию торговли в местных валютах.
Президент России Владимир Путин не посетит саммит лично, избегая ордера МУС на арест за военные преступления против Украины. Россию представит глава МИД Сергей Лавров, уже прибывший в ЮАР.
Китай, поддерживаемый Россией и ЮАР, настаивает на принятии новых членов в БРИКС — это вызывает беспокойство, что блок пытается позиционировать себя как противовес G7.
Президент Бразилии Луис Инасиу Лула да Силва выступает за расширение БРИКС, хочет, чтобы группа в конце концов создала собственную общую валюту и предложил привлечь БРИКС к дипломатии относительно войны РФ против Украины.
В Йоханнесбург уже прибыл и лидер Китая Си Цзиньпин. Перед началом саммита он проведет переговоры со своим южноафриканским коллегой Сирилом Рамафосой. Лидеры БРИКС выступят с речами, Путин обратится к участникам саммита дистанционно. На повестке дня также бизнес-форум БРИКС и брифинг китайской делегации.
По сообщению Южной Африки, разные официальные лица будут присутствовать на саммите в роли наблюдателей. Среди них генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш, президент Индонезии Джоко Видодо и президент Ирана Ибрагим Раиси. Ожидается также участие более 30 глав африканских государств и правительств.
Саммит может стать свидетельством того, что группа БРИКС, на экономику которой приходится четверть мирового валового внутреннего продукта, совершит четкий антизападный поворот, пишет The Guardian.
Это повышает возможность появления нового экономического и политического игрока, который с новой силой выступит против США и их союзников на мировой арене.
В воскресенье, 20 августа, Рамафоса пытался успокоить обеспокоенных наблюдателей и внутренних оппонентов, заявив, что Южная Африка "не будет вовлечена в соревнования между глобальными государствами" и хочет избежать формирования мира, который "все больше поляризуется на сопернические лагеря".
"Наше решение не присоединяться ни к одной из глобальных сил не означает, что мы нейтральны в принципиальных вопросах или вопросах национальных интересов", - сказал он.
Одним из вопросов саммита будут шаги, направленные на подрыв доминирования доллара США в международных торговых операциях, что было бы полезно для России, поскольку ее экономика борется с санкциями, введенными после полномасштабного вторжения в Украину в прошлом году.
Китай стремится создать более широкую коалицию развивающихся стран, чтобы увеличить свое влияние на фоне конкуренции с США на мировой арене.
"Традиционная система глобального управления стала дисфункциональной, неполноценной и бездейственной", - заявил на прошлой неделе посол Китая в Южной Африке Чэнь Сяодун, добавив, что группа БРИКС "всё больше становится непоколебимой силой в защите международной справедливости".
Но как планы расширения Китая, так и более четко обозначенная политическая позиция Пекина разозлили Индию — наиболее густонаселенную страну в группе.
"Индия стремится обеспечить, чтобы эта платформа не превратилась в откровенно антизападную, а это опасно, поскольку и Россия, и Китай имеют определенную повестку дня. Индия, и меньше всего Моди (премьер Индии Нарендра Моди – ред.), не заинтересованы в формировании внешней политики Индии в антизападном направлении. БРИКС была задумана как геоэкономическая платформа, но дрейфует к геополитической роли, и Индию это вряд ли устроит", - считает эксперт по международным отношениям в Observer Research Foundation профессор Харш Пант.
Официальные лица Южной Африки говорят, что более 40 стран выразили заинтересованность в присоединении к БРИКС. Считается, что 23 из них подали официальный запрос на вступление.
Посол по особым поручениям Южной Африки в Азии и странах БРИКС Анил Суклал сказал, что одной из причин, почему страны выстраиваются в очередь, чтобы присоединиться к группе, является "очень поляризованный мир", который еще больше поляризовался из-за войны РФ против Украины, и что страны заставляют становиться на чью-либо сторону.
"Страны Глобального Юга не хотят, чтобы им указывали, кого поддерживать, как вести себя и как вести свои суверенные дела. Они уже достаточно сильны, чтобы отстаивать свою позицию", - заявил Суклал.
Среди потенциальных новых членов – Иран и Венесуэла, которые находятся под санкциями и в дипломатической изоляции.
"Другие интеграционные структуры, существующие в мире, были ослеплены гегемонистским видением, выдвинутым правительством США", - заявил бывший министр финансов и президент центрального банка Венесуэлы Рамон Лобо.
Россия, тем временем, рассматривает саммит как возможность укрепить свои альянсы с развивающимися странами, особенно в Африке. В прошлом месяце Путин принимал африканских лидеров в Санкт-Петербурге на втором российско-африканском саммите.
Африканских кандидатов на членство, таких как Эфиопия и Нигерия, привлекает приверженность блоку реформ ООН, которые дадут Африке более мощный голос на глобальном уровне. Другие считают, что расширение БРИКС может стать двигателем изменений во Всемирной торговой организации, Международном валютном фонде и Всемирном банке.
Учитывая оппозицию Индии к любым новым членам БРИКС без очень строгих гарантий и опасений, что Пекин наполнит группу антизападными союзниками, консенсус вряд ли будет достигнут, говорят эксперты, а это означает, что быстрое расширение группы маловероятно.
Многие аналитики также скептически относятся к надеждам на то, что даже расширенная группа БРИКС может иметь значительное влияние. С момента своего основания в 2009 году амбиции блока иметь значительное глобальное политическое и экономическое влияние были подорваны различиями между ценностями, интересами и политическими системами его членов.
"Возможно, у них слишком высокие ожидания относительно того, что членство в БРИКС принесет на практике", - отмечает Стивен Грузд из Южноафриканского института международных отношений.
FT ранее писала, что если к БРИКС присоединятся страны, привязанные к Китаю долговыми или инвестиционными связями, организация все меньше будет похожа на группу для развивающихся стран, а больше на фан-клуб жаждущего власти гегемона. По мнению аналитиков, страны БРИКС рискуют стать сателлитами Китая.