UA / RU
Поддержать ZN.ua

Российские репрессии вышли за пределы границ РФ – The Economist

Кремль использует суды как политический инструмент, фабрикуя уголовные дела против украинцев и эстонцев.

Самые свежие эпизоды российской юридической комедии на этой неделе прошли в судебном зале города Ростов-на-Дону недалеко от границы Украины. Двух обвиняемых заперли в клетке за спиной юристов, а прокурор в темных очках называл их кровожадными украинскими радикалами, которые якобы занимались терроризмом в 3 в 2014 году, а именно собирались взорвать памятник Владимиру Ленину.

Об этом сегодня пишет The Economist, добавляя, что одним из обвиняемых был украинский кинорежиссер Олег Сенцов, а все обвинения против него "не менее художественные, чем его фильмы". На самом же деле преследование кинорежиссера было связано лишь с тем, что он оказывал сопротивление российской оккупации его родного Крыма и помогал обеспечивать продуктами украинских солдат в российской осаде.

Но дело против Сенцова – это лишь вершина айсберга. В Киеве говорят о минимум 10 украинцах, которые стали политическими заключенными в России. Кроме преследования кинорежиссера также общеизвестно дело против военного пилота Надежды Савченко, которую схватили в Донбассе и вывезли на российскую территорию. В Москве убеждают, что она якобы сама перешла границу и обвиняют ее в убийстве российских журналистов на Востоке Украины. Однако, это дело тоже напоминает причудливую историю Франца Кафки, которая пугает российский правозащитников.

"Такое впечатление, что службам безопасности дали разрешение на такое", - говорит либеральный журналист и член наблюдательного общественного совета по пенитенциарным заведениям Зоя Светова.

Многие в России боятся того, что может произойти, если ФСБ начнет такие же репрессии и преследования против "внутренних врагов". Адвокат одного из украинцев Алексей Попков вспоминает сталинские времена: "Мы еще не в 1937 году, но точно движемся в том направлении".

В это же время, мир встревожен тем, что российская репрессивная машина вышла за пределы границ РФ. На протяжении многих лет преследования россиян стало привычным явлением. Но сфабрикованные дела против украинцев и эстонского офицера спецслужб Естона Кохвера означает, что жители соседних стран тоже в опасности.

Для украинцев даже простая поездка по делам в Россию может превратиться в кошмар. Студент-юрист из Львова Юрий Яценко в прошлом мае хотел купить дешевую электронику в РФ, чтобы потом перепродать в родной стране. Однако он смог вернуться домой только через год. Сначала Яценко задержали из-за "проблем с визой". Российские спецслужбы обратили внимание на львовское происхождение и начали требовать, чтобы парень перед телекамерами объявил себя диверсантом "Правого сектора". Яценко отказался. Его бросили в тюрьму, лишили сна на несколько дней и запретили контактировать с родственниками или адвокатами.

"Они хотели показать, что никто не может мне помочь", - сказал Яценко.

Через сокамерника украинец таки смог связаться с другом дома, который нанял адвоката. На следующий день агенты ФСБ связали его и вывезли за город, избили и угрожали "порезать на куски". После этого парень порезал себе вены, надеясь избежать новых пыток. Потом на протяжении нескольких месяцев Яценко переводили из одной тюрьмы в другую. Прокуроры обвинили его в изготовлении взрывчатки, а затем неожиданно отпустили домой.

"Я был самым счастливым человеком на свете", - говорит украинец.

Другим повезло меньше. 73-летнего гражданина Украины Юрия Солошенко обвинили в шпионаже. Его больше года держат в следственном изоляторе времен Иосифа Сталина "Лефортово". Еще двух украинцев Станислава Клиха и Николая Карпюка арестовали в прошлом году якобы за участие в войне на стороне Чечни 20 лет назад. Они рассказывают о пытках и том, что никогда не были в Чечне.

Дела вроде того, которое возбудили против Сенцова, - ненастоящие и имеют политических характер. Все доказательства против украинского режиссера – это показания двух якобы "подельников", один из которых длительное время страдает от психических болезней, а другой во время рассмотрения дела отказался от своих показаний и рассказал, что его пытали агенты ФСБ.

Российская судебная система очень опасна из-за таких сфабрикованных дел. С такими солдатами, как Надежда Савченко, ведут себя не как с пленными, а как с террористами, потому что Россия отрицает свое участие в войне против Украины. Других украинцев, как Яценко, арестовывают за то, что развенчивают антиукраинскую пропаганду Кремля, которую показывают по телевидению. Для власти России суды – это политический инструмент и к справедливости они отношения никакого не имеют. И самое страшное то, что такое нарушение законов вышло далеко за пределы границ РФ. На территории России лишь единицы ставят под сомнение справедливость суда над Сенцовим.

"Когда его арестовали, я поняла, что теперь каждого могут бросить за решетку", - сказала российская документалистка Наташа Йозеф.

Олег Сенцов в последнем слове рассказал о боевиков из Донбасса в тюрьмах РФ. Россия бросает за решетку тех, кто пытается вернуться с войны против Украины. По его словам, российское общество делится на тех, кто верит пропаганде, на власть, которая знает правду, и тех, кто знает правду, но боится выступить против преступной власти.

Суд над Сенцовым начался 21 июля в Ростове-на-Дону. Сейчас окончательное обвинение украинскому режиссеру звучит как создание террористического сообщества и создание террористической организации.

С просьбой освободить Сенцова к российским властям не раз обращались его коллеги, в том числе Кшиштоф Занусси, Педро Альмодовар, Вим Вендерс и Никита Михалков. Также с призывами освободить Сенцова обратилась ПАСЕ и генсек ООН Пан Ги Мун.

17 августа свидетель Геннадий Афанасьев, который в суде отказался от обвинительных показаний в деле Сенцова, также заявил о пытках ФСБ. Другой ключевой свидетель Алексей Чирний, отказался дать дополнительные показания по делу Сенцова, однако от предыдущих показаний не отказался.

"Все предыдущие показания, данные мной, подтверждаю в полном объеме. От дачи новых показаний отказываюсь", - заявил Чирний.