Тактика правительства России по распространению дезинформации на Западе в последнее время была в новостях, потому что это касается жителей западных стран, президента США и дает повод для громких заголовков. Однако, мало кто обсуждает российскую пропаганду, которая распространяется внутри России, потому что это происходит далеко и на другом языке. Но все же это имеет значение для Запада, пишет публицистка Энн Эплбаум на страницах Washington Post. Изменения в российских СМИ не случились за ночь. Еще в 2010 году интернет в РФ был относительно оживленным местом, где люди с разными идеями спорили о разных вещах. Независимая пресса привлекала к себе внимание, а независимые голоса были услышаны. Были и негативные истории о западном мире, но были и положительные тоже. Через восемь лет, после возвращения Владимира Путина в кресло президента и радикальных изменений в информационной политике правительства, ситуация очень отличается.
И это не потому, что Россия стала СССР или тоталитарной страной с единственной газетой. В стране до сих пор есть разные источники информации: ряд телеканалов, много развлекательных программ, много профессиональных газет, журналов и сайтов. Но эта видимость выбора очень обманчива. Несмотря на разный стиль подачи, большинство СМИ принадлежат государственным компаниям. И их репортажи очень часто одинаковые. На телевидении, от которого большинство россиян получают информацию, Запад изображается мрачно и негативно.
Недавнее исследование репортажей трех главных телеканалов России с лета 2014 до декабря 2017 года пролило свет на то, что россияне слышат о Европе. Оказалось, что россияне слышат негативные новости о ЕС в среднем 18 раз на день. Процентное соотношение хороших новостей о европейских странах к плохим составляет 15% к 85% соответственно. В отношении отдельных стран этот показатель даже еще больше перекошен. О Франции после поражения пророссийского кандидата Марин Ле Пен на президентских выборах российские телеканалы говорят плохо чаще всего.
Большинство сюжетов: от крупных новостных событий до убийств в регионах и абсолютных выдумок (таких как новости о том, что в Германии "правительство отбирает детей у семей и отдает их гомосексуальным парам"), - вписываются в определенный ряд нарративов. Повседневная жизнь в Европе изображается как страшная и хаотичная. Европейцы слабы, у них нет общих ценностей, а мораль приходит в упадок. Террористы парализовали людей, запугав, кризис из-за наплыва беженцев становится все хуже, санкции против России вредят европейской экономике и разрушают благосостояние стран. России же в таком мире не нужно благосостояние, потому что ее граждане "значительно крепче".
Эти выводы исследования перекликаются с теми, которые были преведены ранее. В частности, в прошлом году эксперты тоже считали, как часто российские СМИ изображают Евросоюз агрессивным интервентом, который якобы собирается превратить Украину в свалку ядерных отходов и заставляет страны-участницы принимать "русофобские" политики.
Польза от таких репортажей очевидна. Захват российского народа Европой, ее верховенством закона, демократией и высокими стандартами жизни не в интересах российского государства. Память о Майдане от 2014 года, когда молодые украинцы вышли на улицы в Киеве с флагами Евросоюза в руках и призывами положить конец коррупции, еще достаточно свежая, чтобы пугать Москву. Если режим Путина сможет подорвать идею Европы и сделать ее непривлекательной для россиян, большинство из которых давно идентифицируют себя как европейцев, тогда исчезнет источник надежды и возможная альтернативная модель. Если Европа сумасшедшая, искореженная, опасная и умирает, тогда россиянам будет лучше с их корумпированной авторитарной системой.
Негативным новостям в России можно найти и другое объяснение, учитывая то, что у них одинаково жестко обходятся как с Украиной, так и с США. Если Россия ждет или планирует определенного рода конфликт с Европой (дипломатический, политический или военный), это именно та стратегия, которой воспользуются российские лидеры. Сначала надо изобразить соседей России одновременно агрессивными и слабыми, падшими и опасными. Нужно показать Европу как общество, которое более сильная и лучшая Россия сможет легко разбить. Возможно, такое объяснение слишком пессимистично. Но с другой стороны трудно объяснить, почему Москва создает такие проблемы.
Ранее в Европейском парламенте выступали за усиление противодействия ЕС российской пропаганде. В частности, предлагалось пересмотреть аудиовизуальную директиву Евросоюза для внедрения нулевой толерантности к разжиганию ненависти и вражды.
Кроме того, ЕС увеличивает помощь Украине в борьбе с российской пропагандой. Так, Еврокомиссия увеличивает финансовую поддержку в этом вопросе.