«Оптимальные условия для эффективной военной диверсии требуют географической близости, слабого контроля на границах, неудачной контрразведки, отсутствия сильных союзников, легкого доступа к огнестрельному оружию, социально-политического раскола и элемента неожиданности» - эти слова удачно характеризуют действия белорусского диктатора Александра Лукашенко, который заставил рейс Ryanair из Афин в Вильнюс приземлиться в Минске.
Все характеристики военной диверсии, упомянутые в этом одном предложении, совпадают с описанием спецоперации Лукашенко, которая была намерена арестовать журналиста Романа Протасевича, пишет EUobserver.
Характеристика военной диверсии взята из отчета, опубликованного в феврале 2020 года американским аналитическим центром Rand Corporation о российских стратегиях диверсии.
Отчет пытается объяснить, почему Кремль использует диверсию для достижения политических целей. Здесь есть все элементы, включая тот факт, что Россия часто использует доверенных лиц: союзников, страны-марионетки из самопровозглашенной сферы влияния.
Очевидно, Беларусь отвечала за перенаправление рейса Ryanair, используя сообщение о бомбе на самолете и истребитель МиГ, чтобы заставить авиалайнер приземлиться в Минске и задержать Протасевича, а также его девушку Софию Сапегу.
Пока нет доказательств прямой причастности России. Но многие аналитики предполагают, что без российского одобрения Беларусь этого, вероятно, не сделала бы. Москва и Минск имеют союзный договор с 1999 года. Они являются военными партнерами с глубоко интегрированными системами ПВО. Российские службы безопасности помогают Беларуси в борьбе с продемократическими протестами, охватившими страну после фальсификации выборов в прошлом году.
Действуя таким образом, Лукашенко сжег несколько мостов, которые могли приблизить его к Европе, оставив себе только один вариант: обратиться к России.
«Лукашенко продал России суверенитет», - считает эксперт из австрийского аналитического центра IWM Фиона Хилл.
По мнению министра иностранных дел Великобритании Доминика Рааба, «очень трудно поверить, что такая операция могла быть организована по меньшей мере без согласия власти в Москве».
Отказ Кремля позволить самолетам Air France и Austrian Airlines приземлиться в Москве из-за желания обойти воздушное пространство Беларуси, указывает на это.
Более того, после встречи с президентом России Владимиром Путиным на прошлой неделе Лукашенко пригрозил «затопить Европу мигрантами и наркотиками», если она введет санкции против Беларуси, тогда как Путин просто отметил: «Мы строим союзное государство».
Как должен ЕС реагировать на это? Важно понять, что происходит на самом деле.
«Похищение» рейса авиакомпании Ryanair не является единичным случаем. Согласно исследованию RAND, это часть шаблона диверсионных актов со стороны России, которые скопировала Беларусь. Это форма войны. Серьезная реакция на такие действия будет играть важную роль для Европы - с точки зрения демократического контроля, финансов и, возможно, человеческих жизней.
Другие уже платят эту цену. После распада Советского Союза Россия использовала свои военные диверсии для дестабилизации бывших союзников Молдовы, Грузии и Украины, пыталась помешать им приблизиться к НАТО и ЕС.
Однако исследователи RAND отмечают, что Москва не заинтересована в прямой войне на своем западном фланге. НАТО сохраняет силу. Экономика России слаба. Более того, Кремль осознает, что распад НАТО или ЕС создаст большой вакуум в Европе, в ловушку которого может попасть и сама Россия.
Вот почему Москва сосредотачивается на диверсионных действиях, в основном «под прикрытием», которые она часто отрицает: киберпреступность, отравления, фейковые новости, займы антидемократическим политическим группировкам.
Эта «гибридная война» или «война в серой зоне» подрывает НАТО и ЕС путем создания хаоса, раскола среди государств-членов и распространение тревоги среди граждан.
С помощью таких действий Россия надеется достичь собственных внешнеполитических целей с минимальными затратами: защитить свою территорию, режим и сферу влияния, получить статус сверхдержавы, получить экономическую выгоду, а также предотвратить расширение НАТО и ЕС.
Россия оперирует «концентрическими кругами» вмешательства.
В самом глубоком кругу находятся Украина, Беларусь и страны Центральной Азии. Россия пытается влиять на эти государства. Кавказские страны и Молдова находятся в следующем кругу, более отдаленном. Третий круг касается стран Балтии, а четвертый - других бывших членов Варшавского договора и Балкан.
Для Москвы Беларусь и Украина являются базой для диверсионных операций. Это усиливает элемент неожиданности, одновременно удерживая конфликты подальше от самой России - Москва всегда может сказать, что это независимые страны, к которым она не имеет отношения. В будущем Европа может ожидать от «Беларуси» новых «сюрпризов».
По словам Хилл, «Беларусь, вероятно, продолжит делать эпатажные вещи».
Как Европа может ответить? Есть три пути.
Во-первых, надо выработать устойчивость, усиливая пограничную безопасность, позволив спецслужбам сотрудничать в значимом (и действительно секретном) европейском ключе, а также путем введения надежной защиты данных и инфраструктуры.
Во-вторых, Европа должна нанести удар, но как известно, ЕС не очень умеет это делать. Внешняя политика является межправительственной, и государства-члены продолжают отстаивать национальные интересы. Экономические санкции - это одно. Молчаливые блокировки российских или белорусских кораблей,что ремонтируются в европейских портах, - это другое. Это можно сделать незаметно, с тем преимуществом, что удар нанесет вред Москве или Минске без публичного унижения.
Другой способ нанести удар - щедрое предложение молодым россиянам и белорусам, многие из которых выступают против режима. Предложить им европейскую визу для обучения и гранты. Преимущество в том, что такие действия пугают политическое руководство режима, но не вредят обычным гражданам.
И в-третьих, Европа тоже должна предложить стимул. Просто требовать освобождения Романа Протасевича ничего не даст: Минск «потеряет лицо», если освободит его под давлением Европы. Что может сработать, то это закрытие сухопутных границ с Беларусью как средство давления - и параллельно начать переговоры об освобождении Протасевича «за кулисами».
Европейцы на самом деле не умеют иметь дело с войной. Но надо признать, что диверсионные действия, такие как похищение самолета Ryanair, являются актами войны, так же как и отравления оппозиционеров или распространение фейковых новостей. Диверсионные действия становятся тенденцией, поэтому ЕС должен ответить в размеренной, европейской манере. При этом, ЕС нужно принять то, что жесткая реакция наносит вред. Это повлечет дебаты по всей Европе, но другого выбора нет, ведь международная безопасность под угрозой, резюмирует издание.
Напомним, 23 мая в аэропорту Минска был экстренно посажен самолет Ryanair рейса Афины-Вильнюс. Изначально сообщалось о возможном минировании воздушного судна, в аэропорт стянули пожарных и кареты «скорой помощи». Позже стало известно о том, что на борту самолета находится оппозиционный журналист Роман Протасевич, его задержали. Информацию о задержании Протасевича подтвердили в МВД Беларуси. На родине журналист является подозреваемым по статье 293 УК Беларуси, ему может грозить смертная казнь.
24 мая в МВД Беларуси сообщили о местонахождении оппозиционного журналиста. Также государственные белорусские СМИ распространили видео, на котором Протасевич опровергает информацию о проблемах со здоровьем, а также говорит, что сотрудничает с белорусскими правоохранителями и дает показания.
О том, какие последствия будет иметь похищение Протасевича для белорусской оппозиции, Беларуси и Украины — читайте в статье Владимира Кравченко «Зона, запретная для полетов».