UA / RU
Поддержать ZN.ua

Путину нужны войны в качестве спектакля о "величии" России – The Economist

Кровавые сцены помогают российскому президенту оставаться популярным, ведь он больше не может гарантировать россиянам ни стабильности, ни благосостояния.

Главный российский пропагандист Дмитрий Киселев старался изо всех сил, рассказывая о новых "победах" России. Перемирие в Сирии 27 февраля он провозгласил "однозначной российской победой", которая заставила США и РФ – "две суперсилы" - взять на себя ответственность за крупнейший кризис мира.

Киселев уверял, что "Америке пришлось забыть про свои выборочные подходы" из-за страха перед российской военной мощью, эффективными пилотами и ядерными ракетами. Слова пропагандиста стали музыкой для ушей пенсионерки из Курска Ларисы Кириловой. Да, государство больше не увеличивает ей пенсию, пока цены на продукты растут. Ее дочь потеряла работу, это тоже правда. Но зато Россия "снова стала суперсилой".

"Конечно, стало тяжело, но мы окружены врагами и переживем этот кризис", - сказала она журналистам The Economist.

Издание напоминает, что 13 марта, когда президент Владимир Путин объявил о выводе войск из Сирии, Киселев объявил это признаком "победы добра над злом", достичь которой якобы помогли российские бомбы. А сам российский президент заявил, что миссия его страны в Сирии "выполнена", поскольку режим Башара Асада не был свергнут. На самом же деле, как пишет The Economist, очевидно, что "миссия", о которой говорит Путин, заключалась не только в этом.

Он хотел показать Вашингтону, что Россия все же "мировая держава" и ее участие необходимо в решении мировых проблем. Поэтому изолировать ее, чтобы наказать за войну против Украины, не получится. Тем временем, президент США Барак Обама заявил в интервью The Atlantic, что "реальная политика" не имеет ничего общего с действиями Путина, который прибегает к насилию, потому что "реальная политика – это когда ты получаешь то, что хочешь, без насилия".

Однако для Путина как раз насилие и есть самоцель, поскольку кровавые картинки убеждают таких россиян, как пенсионерка Кирилова в том, что Россия снова стала важным мировым игроком. Главное, чтобы по телевизору утверждали это на фоне кровавых картинок.

Путин получил широкую поддержку россиян на протяжении своих первых двух президентских сроков с 2000 до 2008 года, обещая политическую стабильность и экономический рост. А вот во время третьего своего периода правления он больше не смог гарантировать россиянам ни первое, ни второе. Экономика России сократилась на 4% в прошлом году. А реальные доходы граждан падают с 2013 года. Поэтому ради своей легитимизации в течение третьего срока Путин начал играть роль "президента военного времени", в чем ему очень помогают такие пропагандисты, как Киселев.

Для этого нужно убедить россиян, что Америка – это источник всех бед, которому надо противостоять. А Россию надо изобразить в духе эры сталинизма: ничем не ограниченной страной, которая одновременно находится в осаде.

Компартия СССР в свое время настаивала, что без ее участия не может быть принято ни одно решение в мире. Путину сегодня для этого не хватает военной и экономической мощи. Но он все равно хочет вернуть времена Ялтинского и Потсдамского соглашений, когда США, СССР и Великобритания поделили Европу на западную и советскую сферы влияния. И россияне тоже этого хотят. Согласно опросам, с начала 90-х годов их волновала политическая влиятельность своей страны даже больше, чем экономическое благополучие, социальная справедливость и борьба против коррупции. В 1996 году 36% россиян гордились значением своей страны в мире, а в прошлом году этот показатель вырос до 68%. Также за это время выросло количество тех, кто гордится российской армией – с 40% до 85%.

Эксперт "Левада-Центра" Лев Гудков объясняет, что национальная гордость россиян неразрывно связана с антиамериканскими настроениями.

"Российская идентичность носит негативный характер: люди объединяются только перед лицом внешней угрозы", - пояснил он.

Не желая и не имея возможности влиять на российских политиков, россияне легко направляют свою ярость на Америку и Запад. При этом, по словам Гудкова, они склонны проецировать недостатки своей страны на США, в частности цинизм, неуважение к правам человека, жадность и коррумпированность. Это позволяет россиянам оправдывать собственные ошибки и считать себя жертвой. 80% россиян считают, что именно Запад относится к их стране враждебно, а не наоборот. Кремль изображает оккупацию Крыма и бомбардировки Сирии как защиту. Пропаганда убеждает, что якобы США устроили революцию в Украине, чтобы настроить ее против России.

Недавно эксперты Atlantic Council писали, что с помощью военных авантюр Путин пытается скрыть слабость России. Но он не может скрывать очевидное: глубокой экономической рецессии, углубления коррупции, социального кризиса и бесперспективности текущего внешнеполитического курса РФ.

Ранее бывший посол США в Украине Стивен Пайфер написал в своей статье для Newsweek, что российские ядерные бомбардировщики и субмарины пытаются только заставить Запад нервничать, аПутин "легкомысленно" бряцает перед Западом ядерным оружием.

В издании Guardian, в свою очередь, отметили, что Россия хочет фундаментально изменить порядок в Европе и получить официальное право голоса в вопросе решении вопросов политики и безопасности континента. И пока Россия не получит это право, "на континенте не будет стабильности.