UA / RU
Поддержать ZN.ua

Путин пытается запугать Украину «газовой дипломатией» — The Economist

Украинцы научились бороться с агрессией России, но «газовая политика» Кремля стала новым неприятным сюрпризом.

Пока ветер стучит в окна кабинета, сельский голова Павлополья Сергей Шапкин рассуждает об искусстве выживания. Село Павлополье расположено на востоке Украины. Когда российский президент Владимир Путин в феврале 2014 года начал захватывать украинскую территорию, Шапкин знал, что Павлополье под угрозой, пишет The Economist.

Павлополье не имело стратегической ценности, но в нем есть магазины. Шапкин предложил боевикам приходить утром без оружия, чтобы купить еду и сигареты. Украинская армия могла бы делать то же каждый день в другое время. Таким образом стороны бы не сталкивались друг с другом и не начинали бы стрелять.

Это сработало - боевых действий в Павлополье не было, а местные жители остались живы. С сентября 2014 года обстрелы то останавливаются, то снова активизируются, но война на востоке Украины продолжается.

Только 12 октября, в день саммита Украина-ЕС, было зафиксировано почти 300 нарушений режима прекращения огня.

«У каждого здесь есть убежище. У всех есть упакованные сумки на случай, если вдруг нам придется ехать», - говорит Шапкин.

В июле Путин написал статью, в которой «аргументировал» мнение о том, что «русские и украинцы являются единой нацией». Поскольку Путин уже аннексировал Крым и спонсировал захват значительной части востока Украины, украинцы воспринимают его угрозы серьезно. В марте и апреле Путин собрал более 100 тысяч военнослужащих на границе, прежде чем оттянуть их обратно. Теперь, когда приближается зима, украинцев волнует еще одна проблема: Россия начала агрессивную «газовую дипломатию».

В 2009 году Кремль прекратил подачу газа через Украину на две недели. Это стоило России колоссальных затрат, поскольку ее газ должен проходить через Украину, чтобы дойти до потребителей в Европе. Вскоре, однако, Кремль сможет транспортировать газ в Германию по новому трубопроводу «Северный поток-2», который идет в обход Украины. Как только газопровод заработает, что может произойти уже совсем скоро, несмотря на все юридические и дипломатические вызовы - Путин сможет прекратить транспортировку газа в Украину по своему желанию.

Технически Украина покупает газ не непосредственно у России, а у таких стран, как Венгрия. Если поток газа через Украину прекратится, восток страны значительно пострадает.

«Мы - заложники газа», - говорит мэр Мариуполя Вадим Бойченко.

Он добавляет, что сегодняшние высокие цены на газ являются еще одной огромной угрозой для экономики. 

12 октября в Киеве президент Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен заверила украинцев, что Европа защитит их энергетическую независимость. Украинцев это не успокаивает. Президент Владимир Зеленский пытается открыть путь страны к вступлению в НАТО и ЕС. Между тем члены НАТО, вероятно, не хотят применять свой принцип «нападение на одного союзника - это нападение на всех» для страны, на которую Россия уже напала. У ЕС достаточно проблем с интеграцией коррумпированных экс-коммунистических государств, таких как Венгрия, поэтому блок боится принимать к себе Украину.

Доверия не хватает с обеих сторон. Зеленский впервые почувствовал на себе противоречивую геополитику, когда бывший президент США Дональд Трамп пытался получить компромат на нынешнего лидера США Джо Байдена, с завуалированной угрозой, что американская поддержка безопасности Украины может зависеть такого «сотрудничества». Президент Байден, также сделал противоречивый шаг. Чтобы закрепить отношения с Германией, он отказался от санкций, которые могли бы остановить «Северный поток-2».

Запад хотел бы поддержать реформы в Украине, но это непросто. Коррупция в стране достаточно распространена. Олигархи доминируют в экономике, контролируют крупные политические партии и настраивают законодателей друг против друга. МВФ колеблется давать деньги в государство, из которого были похищены миллиарды. Западные дипломаты часто отвечают растерянно, когда говорят об Украине.

Олигархи закрепились в общественной жизни Украины с помощью сложных механизмов. Можно лишь вспомнить о Мариуполе, который едва не упал во время давления прокремлевских сил. У военных не было даже возможности защищать город.

Сейчас город выглядит гораздо приятнее, чем в 2014 году. Значительные инвестиции улучшили общественный транспорт, дороги, парки. Планируется открытие нового аэропорта. Изменилось и общественное мнение. До войны две трети жителей Мариуполя поддерживали пророссийскую политическую партию. Эта часть сократилась вдвое. Агрессия Путина отдалила от него тех самых людей, которых он претендует «защищать». А это значит, что такая «гибридная война», которая продолжается на Донбассе, не будет работать в Мариуполе, говорит Бойченко.

Однако Россия все еще имеет влияние на город. Путин усложнил доступ больших кораблей в местный порт из Черного моря.

Зеленский пообещал сократить зависимость страны от олигархов. В то же время, критики отмечают, что сам Зеленский имеет связи с олигархом Игорем Коломойским.

Одной из иллюстраций того, как олигархи ослабляют Украину, является рынок газа. Если Путин будет делать свою политику в области энергоснабжения еще более агрессивной, Украина может остаться без возможности получить экстренные запасы топлива, резюмирует издание.

Читайте также: Одну нитку газопровода "Северный поток-2" заполнили техническим газом

Газовый кризис, охвативший Европу, может оказаться всего лишь «цветочками». Как показали несколько прошедших лет, глобальные рынки достаточно легко разбалансировать и значительно сложнее вернуть в цивилизованные рамки. О причинах нынешнего энергетического кризиса, о том, как в условиях глобального рынка оказываются связанными ресурсы, страны и объемы, и о возможных последствиях — читайте в статье Сергея Корсунского «Не только происки России: в чем причина и чем грозит газовый кризис».