Цены на нефть упали до самого низкого уровня с 2009 года. В ответ на это Россия скорректировала свой бюджет на следующий год с расчетом, что стоимость барреля будет минимум на 25% выше, чем сегодня. А министр экономики РФ заверил, что все в порядке и, игнорируя все имеющиеся доказательства, дал прогноз, что цены на нефть вырастут до лета.
"Такой подход можно назвать экономикой на основе веры или политикой отрицания. Но в это же время, рубль обвалился до самого низкого уровня за последние три месяца", - говорит политический обозреватель Radio Free Europe Radio Liberty Брайан Уитмор в подкасте Daily Vertical.
Обозреватель замечает, что российский социальный контракт, в соответствии с которым население отказывается от демократических прав, а власть обеспечивает рост стандартов жизни, не жизнеспособен в таких условиях. Рано или поздно этот мыльный пузырь лопнет.
Президент Владимир Путин сам признал это во время выступления перед Федеральным собранием на прошлой неделе, заявив, что россиянам надо готовиться к длительному периоду низких цен на энергоносители и внешних санкций. При этом российский президент добавил, что если не начать проводить реформы, то экономический рост России будет постоянно нулевым.
"Но Путин не предложил никаких конкретных изменений. На самом деле он и не может. Потому что любые существенные изменения, а именно серьезная борьба с коррупцией или диверсификация экономики, зависимой от продажи энергоносителей, подорвут основы его клептократического режима", - считает Уитмор.
Он напоминает, что Путин начал свою политическую карьеру во времена "Перестройки" . И урок, который он усвоил в те времена, говорит о том, что любые существенные реформы представляют угрозу для правящей элиты. Сейчас он стал заложником того урока и вся Россия тоже.
В это же время, издание Newsweek.pl писало, что Путин боится и создает иллюзию "самодостаточной" России. Путин не может дальше врать россиянам, что все в стране хорошо тогда, когда они чувствуют на себе, что военные авантюры в Украине и Сирии слишком дорого обходятся экономике России, которая продолжает ослабевать. Поэтому ему ничего больше не остается, как уверять россиян, что все будет хорошо, если они сплотятся вокруг своего лидера. А он же вроде знает, что делает.
А издание Financial Times писало, что больная экономика России требует реформ и только слов Путина мало. Источники, приближенные к российского президента, говорят, что он понимает необходимость реформ. Но он планирует отложить наиболее критические из них, такие как пенсионная реформа, к 2018 году, когда в стране состоятся новые выборы президента. Так он хочет избежать "риска нестабильности".
Однако, пишет издание, отсрочки лишь увеличивают разрыв между Россией и передовыми экономиками мира, а также лишают ее инвестиций. Путин на прошлой неделе заговорил о смягчении давления регуляторов на бизнес, но этого не достаточно.
В свою очередь, обозреватель Леонид Бершидский на страницах Bloomberg писал, что Путин не знает, как вытащить Россию из кризиса и будет "бряцать оружием". Сейчас, когда Россия ведет одновременно войну в Украине и Сирии, Кремль вряд ли будет атаковать силовиков. Президент знает, что происходит в его ведомствах и как от этого страдает бизнес. Но он не может или даже не хочет ничего менять в этой системе, которая перераспределяет ресурсы в стране на пользу приближенных к нему чиновников.