UA / RU
Поддержать ZN.ua

Путь к «углеродной нейтральности» может быть проще, чем кажется — FT

«Углеродный переход» не должен быть слишком болезненным.

В 1987 году был подписан Монреальский протокол, согласно которому страны мира обязались постепенно прекратить использование хлорфторуглеродов (ХФУ) и связанных с ними химических веществ, которые разрушают озоновый слой. В то время ХФУ были важными компонентами повседневной жизни, в частности, они входили в хладагенты в холодильниках. Эти опасные химические вещества сейчас в значительной степени остались в прошлом именно благодаря протоколу. Достижение углеродной нейтральности, бесспорно, является более серьезной задачей, ведь многие страны не готовы к «энергетическому переходу». Однако и эту цель можно реализовать, пишет Financial Times.

Со времен промышленной революции человечество ориентировалось на «ископаемые энергоресурсы». Глобальная экономическая география и даже социальные отношения формировались вокруг переработки и сжигания углеводородов. Выбросы СО2 могут показаться неизбежными последствиями экономической и социальной жизни.

Политика по изменению климата тоже сложнее, чем Монреальский процесс, который в рекордные сроки дал результаты благодаря научному подтверждению проблемы разрушения озонового слоя токсичными веществами. Протокол относительно быстро получил фактически единогласную международную поддержку. В последнее время решимость мировых лидеров привести мир к углеродной нейтральности усиливается.

Климатический саммит президента США Джо Байдена на прошлой неделе стимулировал более амбициозные национальные цели, в том числе со стороны Соединенных Штатов. Климатические цели должны быть еще жестче и предусматривать законы, нормативные акты и налоговые реформы, которые могут заставить экономику отбросить «углеродные привычки».

Правительства все чаще склоняются к мнению, что экономики, которые не устанавливают климатических целей, будут отставать в технологическом и деловом отношении, когда углеродный переход начнет ускорять темпы.

«Мы уверены, что нас ждет чрезвычайная выгода», - заявил ответственный США по вопросам климатической политики Джон Керри.

Энергетический переход состоит в подготовке к фундаментальной трансформации человеческого общества и образа жизни.

При этом, много уроков может дать Монреальский протокол. Наиболее впечатляющий успех - это то, о чем люди никогда не задумывались: мир все еще пользуется холодильниками и кондиционерами. Потребители не отказались от конкретных технологий, научный мир просто нашел альтернативу. Возможно, расходы временно выросли, но для борьбы с проблемой человечество фактически ничем не пожертвовало.

Можно ли подобную стратегию использовать для достижения углеродной нейтральности?

Человечество знает, как производить электроэнергию с «безуглеродных источников», поэтому энергетика совместима с углеродно нейтральной экономикой. Существует даже технология автомобильного транспорта с нулевыми выбросами.

Правильные финансовые стимулы могут подтолкнуть активное использование подобных технологий, как уже показал пример Норвегии, где большинство проданных новых автомобилей являются «углеродно нейтральными». Однако транспорт для перевозки больших грузов требует новых технологических разработок.

Что касается авиаперелетов, то рейсы на короткие расстояния можно заменить путешествий поездом или, в конце концов, «самолетами с нулевыми выбросами». Но сегодня такое решение проблемы кажется невозможным. Уменьшение выбросов углерода не должно означать прекращение межконтинентальных путешествий - это просто отказ от частых массовых межконтинентальных рейсов.

Межконтинентальные путешествия могут стоить дороже, поэтому таких поездок будет меньше. Это не кардинально иной мир. Это то, чем были путешествия на дальние расстояния до 1980-х годов.

В строительстве цемент и сталь отличаются высоким содержанием углерода. Но это не единственные возможные строительные материалы. Уже построены деревянные дома, имеющие более 20 этажей. Можно развивать производство зеленой стали. Если будут найдены «углеродно нейтральные» альтернативы, человечеству не придется отказываться от своих привычек.

Переход к углеродной нейтральности требует смелых шагов в политике, а также готовности к тому, чтобы люди и бизнес изменили свое поведение, перестали ориентироваться на «ископаемые источники энергии», используя возобновляемые, углеродно нейтральные альтернативы.

Расходы на это должны быть уменьшены для бедных стран, в идеале - путем перераспределения налогов на углерод как «углеродные дивиденды».

Достижение углеродной нейтральности не должно ощущаться как революция. Именно неудача в этом аспекте может катастрофически нарушить нормальное состояние жизни, к которому привыкли большинство людей. В отличие от войны, победа в климатической борьбе не должна кардинально изменить повседневную жизнь и вызвать неудобства, резюмирует издание.

Читайте также: Климатический кризис экстремально обостряется — The Guardian

Прошедший саммит глав государств по климату выглядел как очередной форум деклараций лидеров о важности борьбы с изменениями климата, очевидными для всех.

Все страны согласны с тем, что эта проблема является общезначимой, имеет тенденцию к усугублению и требует коллективных усилий для преодоления. Большинство глав государств озвучили свои намерения по решению острой проблемы, но в то же время нового скоординированного плана действий и механизмов его обеспечения пока нет.

Что предвещает развивающимся странам саммит глав государств по климату, читайте в статье Дмитрия Ефремова «Гонка за лидерство».