UA / RU
Поддержать ZN.ua

Премьер-министр Эстонии объяснила, почему соглашаться на мир на условиях Путина опасно

По ее мнению, сейчас не время настаивать на преждевременном мире.

Агрессивная война России против Украины никогда не касалась исключительно Украины. Она также касается международного порядка, основанного на правилах и архитектуры безопасности в Европе. В декабре 2021 года Кремль поставил ультиматум НАТО и ЕС: прекратить политику открытых дверей Альянса и ограничить право на самооборону, воздерживаясь от развертывания сил и оружия в странах, присоединившихся к НАТО после 1997 года, или идти на риск войны. Об этом пишет премьер-министр Эстонии Кая Каллас в статье для Foreign Affairs.

С тех пор в Европе снова происходят ужасы, которые, как мы считали, принадлежат истории. Россия ведет геноцидную войну против Украины, шокируя мир масштабами своих военных преступлений. Она обстреливает гражданское население, разрушает гражданскую инфраструктуру, использует массовые убийства, пытки и изнасилования в качестве оружия войны. Это не случайность, а скорее особенность российского способа ведения войны. Кремль четко дал понять, что хочет стереть Украину с карты мира. Его лживое заявление о проведении «денацификации» близится к подстрекательству к совершению геноцида – преступлению, независимо от того, имеет ли место геноцид на самом деле. И такое подстрекательство работает. На территориях, освобожденных украинскими войсками от российской оккупации, есть свидетельства массовых убийств, пыток, изнасилования и депортации в Россию.

Стратегия РФ построена на двух видах оружия: боли и страхе. Кремль стремится причинить боль Европе, лишив ее энергоресурсов, и разжечь страх перед ядерной войной. Идея состоит в том, чтобы принудить Украину и ее партнеров к преждевременному мирному соглашению, которое бы легитимизировало завоевание Россией территорий. Столкнувшись с болью, Европа может выстоять и даже преуспевать. ЕС и его страны поняли, что им больше нельзя зависеть от российского ископаемого топлива и быстро переходят на другие источники энергии. Относительно страха, давайте вспомним, что сказал президент США Франклин Рузвельт в 1933 году: «Единственное, чего мы должны бояться – это самого страха». Если мы позволим ядерному шантажу сработать в этот раз, мы проснемся в более опасном мире.

Сейчас не время настаивать на преждевременном мире. Если Россия не откажется от своей цели завоевания новых территорий в Украине, у мирных переговоров мало шансов чего-то достичь. История показывает, что умиротворение только укрепляет и поощряет агрессоров и что агрессоров можно остановить только силой. Как премьер-министр Эстонии, передовой страны НАТО, пережившей полвека советской оккупации, я знаю, что на самом деле означает мир на условиях России. Российский мир не будет означать прекращения страданий, а скорее еще больше зверств. Единственный путь к миру – вытеснить Россию из Украины.

Живая история

В Балтийском регионе мы очень хорошо помним облик российской оккупации. Империализм и колониализм являются двойной идеологией Кремля и были ею задолго до 24 февраля 2022 года, когда Россия вторглась в Украину. РФ прикрывает свои враждебные действия заявлениями об «освобождении» людей — людей, которые не просили об освобождении. А свой мессианский пыл Кремль пытается оправдать напоминанием мира о роли Советского Союза в победе над нацистской Германией. Что Россия всегда забывает вспомнить, это то, что Советский Союз вместе с тогда еще нацистской Германией начал Вторую мировую войну.

Хотя Советский Союз, наконец, распался, его империалистическая идеология не исчезла. В Эстонии наши учебники истории были переписаны после падения советской власти, но этого не произошло в России. И хотя нацистские преступления были однозначно осуждены и предстали перед трибуналами, коммунистические преступления – нет. России никогда не приходилось по-настоящему примириться со своим жестоким прошлым или нести ответственность за последствия своих действий. У нас были Токийский и Нюрнбергский трибуналы, но никогда не было Московского трибунала. Президент России Владимир Путин возродил сталинизм - настолько эффективно, что в 2019 году 70 процентов россиян одобряли Сталина и его политику, согласно опросу «Левада-центра». Если люди восхищаются одним диктатором, нет никаких нравственных препятствий для покорения другому. Если люди закрывают глаза на старые зверства, то нет никаких ограничений на совершение новых злодеяний. Именно этим можно объяснить жестокие преступления российских солдат в Украине.

Президент США Рональд Рейган по праву называл Советский Союз «империей зла». Однако многие не бросили вызов России, которая провозгласила себя правопреемницей этой империи зла и заняла ее постоянное место в Совете Безопасности ООН, где она с гордостью взяла на вооружение советский сценарий игры.

Применяя силу в Грузии, Молдове, Сирии, Украине и других странах, Россия продемонстрировала, что она воспринимает это правопреемство буквально. Безнаказанность, которой она пользуется, имеет последствия для европейского мира и безопасности; полномасштабное вторжение России в Украину является ярким тому примером.

Эстония имеет общую границу и долгую историю с Россией. Большие страны могут ошибаться и выживать. Но малые имеют гораздо меньшее право на ошибку. Для нас необходимость остановить российскую агрессию в Украине – экзистенциальный вопрос. После Второй мировой войны мы, эстонцы, потеряли все из-за советского террора: мы потеряли нашу территорию, нашу свободу и часть нашего населения. Мы были забыты и брошены за железным занавесом на полвека.

Из этой истории мы извлекли несколько уроков. Во-первых, за свою свободу нужно бороться, несмотря ни на что, потому что не бороться – гораздо хуже. Сегодня украинцы доказывают миру то же самое. Во-вторых, если вы хотите мира, вы должны готовиться к войне. Эстония уже много лет тратит два процента своего ВВП на оборону. Со следующего года расходы Эстонии на оборону составят примерно три процента ВВП. Мы удваиваем размер нашей территориальной обороны и увеличиваем летальность и радиус действия наших вооруженных сил путем приобретения нового оружия. Наконец, вы должны следовать девизу «Никогда больше не быть одинокими». Когда мы восстановили нашу независимость в 1991 году после 50 лет оккупации, мы решили, что никогда больше не будем без друзей и союзников. Именно поэтому мы присоединились к ЕС и НАТО. Многие страны Центральной и Восточной Европы сделали то же самое, ища защиты от российской агрессии, и теперь Швеция и Финляндия также присоединятся к Альянсу, что является прямым ответом на вторжение России в Украину. Обвиняющие НАТО в провоцировании России из-за «расширения» или «эскалации» пропагандируют имперскую идеологию Кремля.

Читайте также: Путин не искренний и не хочет переговоров – Нуланд

Время для решительности

С начала полномасштабной агрессивной войны России против Украины мое правительство поддерживает Украину в военном, экономическом и политическом плане. Хотя Соединенные Штаты оказывают больше всего помощи Украине в общем долларовом эквиваленте, Эстония является ее самым большим сторонником «в расчете на душу населения». Несмотря на то, что Эстония не является непосредственным соседом Украины, она также одна из самых гостеприимных стран для украинских беженцев. Мы пытались увеличить цену агрессии путем изоляции России и возглавляя призыв к ответственности. Как результат президент Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен недавно объявила, что ЕС поможет создать специализированный суд для рассмотрения преступлений России, включая преступление агрессии. Эстония также направила следователей в Украину и Международный криминальный суд, чтобы убедиться, что военные преступники будут привлечены к ответственности.

Начиная с декабря 2021 года, Эстония отправила в Украину оружие, в том числе противотанковые комплексы Javelin, спустя несколько месяцев сыгравшие ключевую роль в битве за Киев. К сожалению, нам понадобилось больше времени, чтобы доставить гаубичные артиллерийские системы, в которых нуждалась Украина. В этом году многие страны совершили исторический поворот и решили предоставить Украине тяжелое вооружение. Но если бы мы и другие демократические страны отправили оружие и боеприпасы, которые предоставляем сейчас, в январе или феврале 2022 года, многие жизни были бы спасены. Мы были слишком сдержанны. Мы должны извлечь из этого уроки сейчас и предоставить Украине всю военную помощь, которая ей нужна для победы в этой войне.

Свободный мир не должен сокращать свою военную поддержку Украины или пытаться заморозить конфликт для мирных переговоров. Любая пауза в боевых действиях будет теперь служить только военным интересам России. Она позволила бы российским войскам отдохнуть и перегруппироваться, чтобы затем продолжить агрессию. В итоге, если перефразировать Уинстона Черчилля, мы имели бы и бесчестие, и войну.

В конце концов, международное сообщество имело шанс сдержать будущую российскую агрессию в 2008 году, после вторжения в Грузию, и снова в 2014 году, когда Россия захватила, а затем незаконно аннексировала Крым. Но реакция свободного мира на эти безобразия была слабой. Принципы обменивались на деньги, правда, на газ. А уверенность России только росла.

Свобода не бесплатна

Нынешний год показал, что российскую армию можно победить и что Украина способна победить в войне. Но для победы Украине нужна наша поддержка – военная, политическая, моральная, финансовая. Украинская победа – это вывод российских войск из Украины. Это означает независимую, демократическую и целостную Украину, свободную в выборе своей внешней политики и союзов. Победа Украины – это также полная ответственность военных преступников, в том числе ответственных за преступление агрессии, совершенное против Украины. А это значит, что агрессор заплатит за все, что он разрушил. С этой целью Генеральная Ассамблея ООН в ноябре приняла историческую резолюцию, в которой говорится, что Россия должна быть привлечена к ответственности за свою агрессию против Украины и рекомендуется создать реестр нанесенного ущерба. Резолюция также признала необходимость возмещения Россией ущерба, причиненного нарушением ею международного права. Только такая победа Украины может обеспечить мир и безопасность для стран мира.

В дополнение к помощи Украине в достижении победы мы должны помочь стране интегрироваться в евроатлантическое сообщество. Предоставление Украине статуса кандидата на членство в ЕС было судьбоносным решением и мы должны максимально поддержать ее заявку. И мы должны помочь Украине на пути к членству в НАТО на основе обязательств, взятых в Бухаресте в 2008 году и в Мадриде в 2022 году. Полная послевоенная евроатлантическая интеграция Украины является фундаментальной для ее будущего и необходима для европейского мира и безопасности.

Наконец европейские страны никогда не должны прекращать укреплять собственную оборону. Россия ведет гибридную войну не только против Украины, но и против Европы и за ее пределами. Кремль надеется, что высокие цены на энергоносители и потоки беженцев ослабят общественную поддержку Украины в Европе и оставят европейским странам меньше ресурсов, которые они смогут направить в Украину. Россия распространяет дезинформацию, вмешивается в выборы, осуществляет кибератаки и использует зависимость других стран от их природных ресурсов. Свобода от зависимости от России означает свободу от российского шантажа.

На карту поставлено не только существование Украины, но и европейская архитектура безопасности с ее ключевыми принципами территориальной целостности, суверенитета и запрета на применение силы. Мы не можем допустить, чтобы основополагающие принципы Устава ООН и европейской архитектуры безопасности были растоптаны. Именно поэтому Украина должна победить, российский агрессор - потерпеть поражение, а военные преступники - предстать перед правосудием. Ни один мир, без достижения этих целей, не может гарантировать чью-либо безопасность, заявила Каллас.

Читайте также: "Это уже пытались делать с Гитлером": в Словакии резко раскритиковали призывы к переговорам с Россией

Ранее премьер-министр Эстонии Кая Каллас комментируя заявления президента Франции Эммануэля Макрона о необходимости обсудить гарантии безопасности для России, если Кремль согласится на переговоры о прекращении войны в Украине, подчеркнула, что мирные переговоры с Россией сейчас вести очень опасно, если Европа стремится установить долговременный мир на своем континенте.