UA / RU
Поддержать ZN.ua

Позиция Израиля ставит под угрозу ядерную сделку Ирана и США — The Washington Post

Иран обвинил Израиль в атаке на ядерные объекты страны.

Представители администрации президента США Джо Байдена считают, что процесс восстановления ядерной сделки с Ираном, которую бывший американский лидер Дональд Трамп разорвал в результате неудачной попытки заставить Исламскую республику капитулировать или развалиться, будет длительным и сложным. Недавняя атака на иранские ядерные объекты, в которой Иран обвинил Израиль может стать серьезной проблемой для американской дипломатии, пишет The Washington Post.

Авария, в результате взрыва на заводе в Натанзе, который является центральным объектом в иранской системе обогащения урана, нанесла ущерб именно тогда, когда иранские технические специалисты предлагали разработку новых, более совершенных центрифуг. Сейчас четко непонятно, какими были реальные масштабы вреда.

Газета New York Times цитировала источники разведки, согласно которым работы в Натанзе могут быть отложены на девять месяцев, но высокопоставленный иранский чиновник заявил в понедельник, что обогащение урана "не остановилось и энергично движется вперед».

Стоит вспомнить, что разведывательное агентство Моссад заявило израильским СМИ, что оно ответственно за нападение, тогда как высокопоставленные американские чиновники быстро дали понять, что Вашингтон не причастен.

Эти разъяснения поступили в день, когда министр обороны США Ллойд Остин посетил Израиль и встретился с израильским премьер-министром Биньямином Нетаньяху. Нетаньяху выступает против возвращения США к ядерной сделке, и недавние действия Израиля действительно могут усложнить реализацию планов Байдена в отношении Ирана.

В тот же день, когда в прошлый четверг в Вене начались многосторонние «непрямые» переговоры о ядерном соглашении между Ираном и США, очередная атака Израиля была направлена ​​на иранский корабль в Красном море.

Вполне возможно, что такой рост напряжения между Ираном и Израилем позволит администрации Байдена получить большие рычаги влияния во время переговоров, в ходе которых США пытаются остановить усиленное обогащение урана и другую ядерную деятельность, начатую Тегераном в ответ на санкции Трампа.

Но прошедшая неделя подчеркнула резкое расхождение в интересах США и Израиля. Для Израиля постоянный конфликт с Ираном является обычной вещью, вероятно, речь не идет о разрядке, а военные атаки, которые могут усложнить иранскую ядерную программу, стали главной стратегией.

В отличие от Израиля, США в свое время удалось заключить соглашение с Тегераном, что фактически устранило угрозу производства ядерного оружия минимум на десять лет. Если администрация Байдена сможет восстановить договоренности, тогда Америка начнет относительно свободно уменьшать свои военные активы на Ближнем Востоке и сосредоточиться на вызовах со стороны Китая.

К этому времени переговоры между США и Ираном показывали относительный прогресс. Все стороны назвали переговоры «конструктивными», а Иран предложил «жест доброй воли», освободив южнокорейский корабль.

Режим аятоллы Али Хаменеи может получить много выгоды от сделки, включая замороженные активы на 30 млрд долларов и восстановленный доступ к глобальному рынку нефти. Но внутренняя политика Ирана, как всегда, сложная: относительно умеренное правительство, которое вело переговоры о соглашении 2015 года, вскоре потеряет власть, а выборы в июне могут привести к руководству более жестких лидеров.

У Байдена, который уже столкнулся с двусторонним противостоянием в Конгрессе по новому соглашению с Ираном, нет много пространства для давления на Нетаньяху, хотя ему следует попробовать. Между тем американский президент должен настаивать на своей дипломатической стратегии - и надеяться, что иранский режим согласится на конструктивные условия, резюмирует издание.

Читайте также: Иран обвинил Израиль во взрыве на атомной станции

Администрация Байдена запустила многоходовую комбинацию, которая должна распутать созданные в последние годы узлы вокруг иранской ядерной проблемы. В результате представители США и Ирана начали в Вене непрямые переговоры, которые их участники назвали «конструктивными». Но удастся ли Вашингтону достичь с Тегераном соглашения, которое включало бы и ракетную программу Ирана, и региональные аспекты, волнующие не только США, но также Израиль и арабские страны? Пойдут ли на это Москва и Пекин? Подробнее о венских переговорах и перспективах нового соглашения по ядерной программе Ирана читайте в статье Алексея Ижака «Байден развязывает узлы Трампа».