Национальная прокуратура Польши начала расследование по факту повреждения трубопроводов и утечки газа на дне Балтийского моря. Трубопроводы Nord Stream I и II были повреждены 26-28 сентября вблизи датского острова Борнхольм. Расследование будет вестись по нескольким направлениям. В ходе разбирательства прокуроры разъяснят, в частности, был ли теракт, а также повлияла ли утечка на морскую среду, и если да, то в какой степени, передает "Польское радио".
События произошли в водах исключительных экономических зон Швеции и Дании, но их последствия могут распространяться как на польское море, так и на прибрежные районы.
В ходе расследования польские прокуроры также пояснят, не был ли поврежден подводный электрический кабель, соединяющий Польшу и Швецию.
Для инициирования взрывов, приведших к утечкам из газопровода «Северный поток», могли быть использованы сотни килограммов взрывчатки, подчеркнули правительства Дании и Швеции в письме в Совет Безопасности ООН.
Обе страны выразили обеспокоенность последствиями разливов для морской среды. Метан, который поднимается на поверхность воды, также увеличивает выбросы парниковых газов. «Воздействие климата, вероятно, будет очень значительным», — подчеркивается в документе, цитируемом датским TV2.
В пятницу вечером вопрос о возможной диверсии в Балтийском море в районе Борнхольма должны расследовать члены Совбеза, среди которых нет ни датских, ни шведских представителей. Постоянными членами являются: Китай, Франция, Великобритания, США и Россия, другие страны, в т.ч. Норвегия избирается сроком на два года. Встреча была созвана по просьбе России.
Дания не просила принять участие в обсуждениях. Как подчеркнул глава датской дипломатии Йеппе Кофод, «вопрос саботажа носит международный характер». «Это атака на европейскую энергетическую инфраструктуру», — подчеркнул он.
По информации служб безопасности Германии, "Северный поток-1" и "Северный поток-2" могут уже никогда не заработать после этих аварий. Специалисты утверждают, что если трубопроводы не отремонтировать быстро, в них попадет много соленой воды, которая вызовет коррозию и сделает невозможным дальнейшую эксплуатацию.