UA / RU
Поддержать ZN.ua

Почему Украине не стоит бояться популиста Фицо

Автор: Виктория Кравчик

После вступления в должность в прошлый четверг новоназначенный премьер Словакии Роберт Фицо объявил о намерении прекратить предоставлять военную помощь Украине. Он также обвинил Европейский Союз в отсутствии мирного плана для Киева и исполнении роли торговца оружием. «ЕС должен превратиться из поставщика оружия в миротворца», — заявил Фицо.

Такая позиция словацкого премьера по отношению к Украине еще со времен его предвыборной кампании вызывает беспокойство как в Киеве, так и Брюсселе. Но, несмотря на эти резкие заявления, Фицо, скорее всего, не является той страшной угрозой европейскому единству в вопросе поддержки Украины, какой его рисуют.

Читайте также: Украина — самая коррумпированная страна в мире: Фицо намекает, что помощь ЕС никак не повлияет на исход войны

Дебют Фицо на саммите ЕС

Европейский саммит в Брюсселе в прошлый четверг стал важным как для Европейского Союза, так и для Словакии: Роберт Фицо впервые в этом году посетил событие европейского уровня в роли премьер-министра. Среди главных тем на саммите — война в Украине и миграция. Уже на этой встрече в Брюсселе новый глава словацкого правительства говорил о поставках оружия в Украину немного иначе, чем во время своей кампании. Он не выступил против общих европейских поставок через территорию Словакии или даже против выполнения заказов на оружие словацкой промышленностью. Такую позицию нового правительства подтвердил и новоназначенный глава словацкого парламента и руководитель коалиционной партии «Глас» Петер Пеллегрини. В тот же день он заявил, что заказы словацких оружейных заводов должны выполняться и в дальнейшем, потому что это поддерживает национальную промышленность.

Роберт Фицо также не собирается блокировать 12-й пакет антироссийских санкций. «Мы будем очень внимательно следить за тем, повредят ли нам эти санкции», — заявил он. Это могло бы произойти, если бы новые ограничения охватывали ядерную энергетику, как предлагают несколько государств-членов. «Но большинство стран осознают, что такое реальность», — говорит премьер-министр и подчеркивает, что не намерен разрушать европейское единство. «Я не говорил, что буду против любых санкций, а только против тех, которые нанесут вред Европейскому Союзу и Словакии», — добавил он.

Читайте также: Словакия не будет передавать Украине оружие, но будет продавать — спикер парламента

После окончания заседания Европейского совета Фицо также заявил, что Словакия готова присоединиться к гражданской и гуманитарной помощи ЕС для Украины и согласиться на увеличение членского взноса Словакии (400 млн евро в течение четырех лет). Он также не будет блокировать финансовую помощь Киеву в размере 50 млрд евро, но при двух условиях: Украина должна доказать, что она готова получать деньги прозрачным путем, и часть этих средств должна быть использована для поддержки инфраструктуры границы со Словакией.

Сотрудничество с Орбаном

Многие обсуждения результатов словацких выборов крутились вокруг вероятности альянса между Робертом Фицо и венгерским премьер-министром Виктором Орбаном. Такой союз многим кажется естественным. У двух лидеров есть достаточно общих идеологических черт — открытое неодобрение политического либерализма, критика неправительственных организаций и сопротивление расширению прав для ЛГБТ+ людей. Восхищение Фицо Орбаном как «политиком, защищающим интересы своей страны» и оперативное поздравление Орбана после победы Фицо на выборах с радостным «Угадайте, кто вернулся!» еще больше стимулировало предположение об их потенциальном союзе. Но этот взаимное восхищение может не превратиться в крепкий политический альянс, как многие прогнозируют.

Читайте также: Две страны Евросоюза против выделения Украине 50 миллиардов евро помощи – СМИ

Ведь целый ряд факторов действует против полного согласования курса Словакии под руководством Фицо с курсом Венгрии под руководством Орбана. Размер и влияние Словакии в ЕС относительно ограничены. Ее зависимость от фондов ЕС означает, что она не может позволить себе быть постоянным «нарушителем покоя» в Брюсселе, в отличие от Венгрии, которая часто использовала свою позицию, чтобы отсрочить или изменить решение Союза. Бывший министр иностранных дел Словакии Растислав Качер отмечает, что Фицо может быть не таким пророссийским или антизападным, как он пытался себя изобразить, а скорее, использует популизм как тактику. «Вероятно, он все еще думает, что сможет снова обмануть всех, разжигая дома популистские антизападные эмоции, изображая мятежную смелость против ЕС и НАТО, а потом вести себя так, словно ничего не произошло», — добавил Качер.

EPA-EFE/OLIVIER HOSLET

Отдельное внимание в этом контексте стоит уделить отношению к Фицо других европейских топ-политиков: вопреки прогнозам, Фицо не казался изолированным на саммите в Брюсселе. Главы национальных правительств, включая проукраинского премьер-министра Эстонии Каю Каллас, либерального главу правительства Люксембурга Ксавье Беттеля и президентв Европейского совета Шарля Мишеля, довольно тепло встретили нового словацкого руководителя. Кажется, многие лидеры ЕС считают, что сотрудничество с Фицо является более прагматичной стратегией, чем его изоляция. Эксперт словацкого аналитического центра GLOBSEC Владимир Ваньо метко заметил: «Лучше принять его, чем подвергнуть остракизму, который загонит его в угол, потому что в том углу Орбан».

Новое правительство

Уже становится очевидно, что политика Фицо больше всего повредит не Украине или ЕС, а Словакии, и в первую очередь ее гражданскому обществу. Фицо уже выступил за ограничение прав неправительственных организаций в стране, потому что верит, что последние намеренно наносили вред его правительствам, а также играли ключевую роль в «государственном перевороте» в Словакии после убийства журналиста Яна Куцяка. «Переворот», по его мнению, был профинансирован венгерско-американским филантропом и миллиардером Джорджем Соросом, поэтому теперь Фицо хочет видеть все неправительственные организации, работающие в Словакии и финансирующиеся из-за границы, обозначенными как «иностранные агенты».

Внимание национальных СМИ и оппозиции также будет сосредоточено на первых шагах нового правительства в отношении судебной и правоохранительной систем. Те шаги, которые пообещало сделать новое правительство в этой сфере, похожи на венгерские и могут стать серьезной угрозой для верховенства права в Словакии.

Компетентность нового словацкого правительства тоже под вопросом. Президент Зузана Чапутова отказалась поддержать кандидатуру Рудольфа Гуляка из правопопулисткой SNS на должность министра окружающей среды. Рудольф Гуляк — противоречивая фигура прежде всего из-за своей позиции относительно изменения климата, а точнее, из-за отрицания того, что изменение климата является реальной проблемой.

Позже SNS предложила нового кандидата — Томаша Тарабу, который, собственно, и получил должность министра. Словацкий либеральный депутат Европарламента Михал Везик описал Тарабу, как «отшлифованную версию Гуляка». Тараба начал депутатскую карьеру три года назад по списку партии ĽSNS, известной своей крайней правой неонацистской направленностью. Кроме того, как и Гуляк, он активно критикует неправительственные организации и экологических активистов, что делает еще более сомнительным его соответствие должности министра экологии.

Роберт Калиняк из Smer, занявший должность министра обороны, тоже вызывает обеспокоенность. Как бывший руководитель Министерства внутренних дел в предыдущем правительстве Фицо, он ответственный за коррупцию в полиции, которую разоблачили после убийства журналиста Яна Куцяка и его невесты Мартины Кушнировой. Полтора года назад Калиняка задержали и обвинили вместе с Фицо в создании преступной группировки (Фицо не попал за решетку, потому что был защищен депутатской неприкосновенностью). Но Калиняка быстро освободили после того, как генеральный прокурор Марош Жилинка прекратил производство. Еще одним проблемным лицом в новом правительстве является министр иностранных дел Юрай Бланар, которому, к сожалению, не хватает дипломатического опыта и который в прошлом распространял связанную с российско-украинской войной дезинформацию.

Главные выводы

Вопреки проблематичным взглядам Фицо на войну в Украине, его фактическая внешняя политика может оказаться менее конфронтационной, чем ожидалось. Недавние заявления Роберта Фицо на саммите ЕС свидетельствуют о более нюансированном подходе к вопросу поддержки Украины, чем содержала его предвыборная риторика. Кажется, что и ЕС сейчас готов работать с новым главой словацкого правительства, а не против него.

Но на внутреннем фронте Словакию ожидают проблемы. Выразительные антилиберальные тенденции Фицо и некомпетентность его администрации способны серьезно навредить верховенству права, правам граждан и общей стабильности страны.