UA / RU
Поддержать ZN.ua

Первая внешнеполитическая ошибка Байдена может быть связана с Ираном — Bloomberg

Политика команды Байдена в отношении Ирана должна быть согласованной и последовательной.

Новый президент США Джо Байден смог успокоить тревоги американских демократических союзников. Также он намекнул, что Америка готова начать переговоры о повторном заключении ядерной сделки 2015 года с Ираном, пишет Bloomberg.

Что касается Ирана, советники Байдена уверяют, что все будет под контролем. В прошлом месяце советник по вопросам национальной безопасности Джейк Салливан заявил, что то, вернутся ли США к ядерной сделке 2015 года "зависит от Ирана". То есть Иран должен соблюдать условия ограничения ядерного потенциала перед тем, как США отменят санкции. Кандидат Байдена на должность государственного секретаря Энтони Блинкен заявил Сенату, что хочет "более длительной и прочной" ядерной сделки с Ираном и пообещал проконсультироваться с региональными союзниками, такими как Израиль и страны Персидского залива, о том как и когда возобновлять переговоры с Ираном. Эти сигналы были замечены на Ближнем Востоке.

"Мы хотим услышать то, что команда Байдена признает, что Ближний Восток кардинально изменился с 2015 по 2021 год", - сказал посол Объединенных Арабских Эмиратов в США Юсеф аль-Отайба.

Достаточно противоречивым выглядит потенциальное намерение Байдена назначить бывшего ответственного по вопросам Ближнего Востока Совета национальной безопасности президента Барака Обамы Роберта Мелли своим специальным представителем США в Иране. В отличие от Салливана, Блинкена и самого Байдена, Мелли считает, что взаимодействие с режимом - это единственный способ контролировать его.

После того, как израильско-палестинские мирные переговоры закончились после завершения работы администрации президента Билла Клинтона, Мелли, который принимал участие в этих переговорах, заявил о том, что переговоры провалились из-за неспособности тогдашнего палестинского лидера Ясира Арафата сделать встречное предложение. В 2008 году он прекратил консультирование по вопросам внешней политики при президентской кампании Обамы после того, как появились сообщения о том, что Мелли встретился с руководителями "Хамаса" - организации, которую США и Израиль считают террористической.

Конечно, в США были и другие политические деятели, которые поддерживали дипломатическое взаимодействие с агрессивными режимами. Администрация президента Дональда Трампа объяснила свою политику максимального давления на Иран как средство заставить режим заключить более эффективное соглашение. Салливан и Блинкен говорили о том, что они стремятся заключить более длительную и устойчивую ядерную сделку с Ираном, однако, это может отличаться от взглядов Мелли.

В 2019 году Мелли заявил, что 12 условий экс-госсекретаря США Майка Помпео для снятия санкций с Ирана будут неэффективными, ведь ни на одно из этих условий не может согласиться иранский лидер. Однако требования Помпео были обоснованными. Они не включали проведение внутренних демократических реформ или освобождения политических заключенных. Скорее, условия Помпео просто стремились положить конец агрессивному поведению Ирана, такому как поддержка террористических группировок, разработка ракет и захват в заложники иностранных граждан.

Представление о том, что иранский режим не реагирует на давление может быть ложным. Кампания максимального давления Обамы в период с 2011 по 2013 годы в конце концов заставила режим начать открытые ядерные переговоры с США, Китаем, Россией, Францией, Германией и Великобританией.

Существует мнение, что назначение Мелли в качестве спецпредставителя подорвет собственную уверенность Блинкена в том, что администрация Байдена пытается укрепить ядерное соглашение 2015 года.

Некоторые бывшие заложники Ирана даже написали письмо с просьбой не назначать Мелли. Они считают, что такое назначение "послало бы охлаждающий сигнал диктатуре в Иране о том, что Соединенные Штаты сосредоточены исключительно на повторном вступлении в иранскую ядерную сделку и игнорировании регионального терроризма и внутренних преступлений против человечества".

Байден во время своей предвыборной кампании заявил, что поддержит целенаправленные санкции с целью наказания Ирана за нарушение прав человека, разработку баллистических ракет и поддержку терроризма. А Блинкен и Салливан обязались сотрудничать с региональными союзниками с целью давления на Иран, чтобы режим изменил свою политику. Политика команды Байдена в отношении Ирана должна быть согласованной и последовательной, резюмирует издание.

Читайте также: Байден намерен продлить договор с Россией о контроле над ядерными вооружениями

Джо Байден принес присягу президента США и официально стал 46-м лидером Соединенных Штатов. На церемонии инаугурации Байдена к присяге привел главный судья Верховного суда Джон Робертс на Западном фронте Капитолия.

Перед этим присягу вице-президента США приняла Камала Харрис, которая стала первой в истории США женщиной на этом посту. 

О том, какие вызовы стоят перед Джо Байденом и его командой, читайте в свежей статье Олега Шамшура "Горький привкус победы на фоне больших ожиданий".