Пандемия коронавируса не только принесла ураган страданий, но и дестабилизировала почти все сферы здравоохранения и медицины в мире. Распространение коронавируса затягивало кампании иммунизации от других заболеваний, перегружало больницы, поглотило дефицитные ресурсы бюджета, истощало медицинский персонал, а также отсрочило лечение других болезней и операции. В то же время, наследием реагирования на пандемию могут стать инновации и новые инструменты для борьбы с будущими эпидемиями, пишет The Washington Post.
До пандемии туберкулез был главным в мире убийцей среди инфекционных заболеваний. В 2019 году по всему миру было зафиксировано около 10 миллионов новых случаев заражения и 1,5 миллиона смертей от туберкулеза.
Со временем страны смогли добиться хрупкого прогресса в борьбе с туберкулезом, но COVID принес серьезные неудачи. По данным Глобального фонда для борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией, количество подозрений на туберкулез — когда у пациентов подозревают инфекцию и направляют их на следующий этап диагностики и лечения, уменьшилось на 59 процентов за шесть месяцев 2020 года по сравнению с тем же периодом 2019 года.
Один больной туберкулезом человек может передать болезнь примерно 15 другим людям, поэтому снижение количества направлений на обследование может означать всплеск новых инфекций.
Нарушен также прогресс в борьбе с малярией. В семи странах Азии, которые исследовал Фонд, диагностирование малярии упало на 56 процентов, а услуги по лечению болезни упали на 59 процентов в 2020 году.
Все уровни медицинских учреждений серьезно пострадали. Всемирная организация здравоохранения и ЮНИСЕФ сообщили, что 23 миллиона детей потеряли базовые вакцины для плановой иммунизации в 2020 году – это на 3,7 миллиона больше, чем в 2019 году.
В своем третьем раунде опросы 129 стран по сбоям в медицинских услугах ВОЗ сообщила, что 92 процента респондентов все еще ощущают определенную степень губительного влияния пандемии в медицинских услугах, включая неотложную помощь, плановые операции, плановую иммунизацию и ухудшение в ряде сфер.
В ВОЗ заявили, что с начала 2021 года «масштабы сбоев медицины в странах существенно не изменились». Но пандемия может оставить после себя важные инструменты и методы борьбы с болезнями.
Эффективная технология вакцин на основе мРНК может работать против других заболеваний. Производитель вакцин Moderna утверждает, что имеет девять профилактических мРНК вакцин в разработке.
Успех вакцин от коронавируса за последний год мог бы повысить доверие к прививкам. Если в развивающихся странах будет создано больше мощностей для распространения и производства вакцин, это станет важным подарком для будущего.
Кроме того, широкое использование масок для сдерживания распространения коронавируса может уничтожить «социальное клеймо» их ношения, которое существовало в других аспектах, например в лечении больных туберкулезом.
Технологические достижения быстрая диагностика, «онлайн-медицина», частое проветривание помещений, а также геномный анализ, могут принести свои дивиденды. Например, набор цифровых услуг с использованием WhatsApp — HealthConnect позволил правительству Южной Африки охватить более 6 миллионов человек и медицинских работников в течение первых семи недель после введения сервиса в действие. Вероятно, это пригодится в случае других эпидемий.
Мир до сих пор охвачен ураганом пандемии коронавируса. Но есть основания надеяться, что нынешняя борьба с вирусом принесет пользу в будущем, резюмирует издание.
По некоторым прогнозам, близится финал пандемии коронавируса. Новый штамм «Омикрон» вызывает менее тяжелое течение заболевания, чем вариант «Дельта». Частично это связано с иммунитетом, созданным с помощью вакцинации или после того, как люди уже переболели коронавирусом. Исследования также показывают, что «Омикрон» чаще концентрируется в верхних дыхательных путях, а не в легких. Соответственно, пребывание в больнице пациентов с коронавирусом может сокращаться, и меньшее количество инфицированных нуждается в интенсивном лечении. Но даже когда COVID-19 станет эндемичным, жизнь с вирусом не будет безопасной, пишет FT.