UA / RU
Поддержать ZN.ua

Отказ от ископаемого топлива может спасти мир от экологической катастрофы — The Guardian  

Мир превышает свой «лимит» на выбросы углерода и ситуация только ухудшается.

Ранее человечество уже пыталось смягчить глобальные экологические угрозы. В обоих случаях это делалось не с помощью налогов или компенсаций, а с помощью запретов и ограничений. Времени на достижение целей Парижского климатического соглашения и избежания катастрофических последствий изменения климата становится все меньше, пишет британская газета The Guardian.

Специальный отчет Межправительственной группы по вопросам изменения климата за 2018 год призывал ограничить использование ископаемого топлива, уменьшить выбросы углерода, чтобы остановить глобальное потепление. Но даже несмотря на это строгое предупреждение, мир продолжает выбрасывать более 40 гигатонн СО2 в год. Иными словами, инструменты политики, которые сейчас используются во всем мире для уменьшения выбросов CO2, не работают. Поэтому, возможно, пришло время запретить ископаемое топливо.

Мир превышает свой «лимит» на выбросы углерода, и ситуация только ухудшается. По оценкам, только в Арктическом регионе в земле хранится 1500 Гт углерода, часть которого микробы уже превращают в СО2 и выбрасывают в атмосферу, не говоря уже о работе промышленности в глобальном масштабе.

Ранее человечеству уже частично удалось смягчить глобальную экологическую угрозу. Достичь относительного успеха помогли именно жесткие запреты, а не призывы, торговые системы или налоги.

Первый пример - это этилированный бензин. В 1923 году компании General Motors и Standard Oil из Нью-Джерси создали корпорацию Ethyl для производства и продажи высокотоксичного вещества, которое называется тетраэтилсвинец. Эксперты в области здравоохранения почти сразу предупредили о рисках хронического воздействия свинца, однако корпорация Ethyl настаивала на необходимости неопровержимых доказательств перед принятием каких-либо ограничений. До 1960-х годов тетраэтилсвинец был в американском бензине и быстро распространялся по всему миру.

Это привело к тому, что некоторые люди смогли разбогатеть, а многие начали болеть, кроме того, катастрофически вырос уровень загрязнения свинцом окружающей среды. Понадобилось около 60 лет, чтобы свинцовый бензин наконец прекратили использовать и запретили во всем мире. После запрета уровень свинца в организме людей и в окружающей среде сразу же начал стремительно падать.

Второй пример - хлорфторуглероды. В 1930 году General Motors и DuPont создали Kinetic Chemical Company для производства и реализации хлорфторуглеродов как холодильных агентов и растворителей под торговой маркой Freon. Значительный рост спроса на охлаждение, кондиционирование воздуха сделал продукцию компаний огромным коммерческим успехом. Однако в 1974 году ученые доказали, что хлорфторуглероды попадают в стратосферу и разжижают ее озоновый слой, который защищает людей, животных и растений от чрезмерного воздействия УФ-излучения.

Компания DuPont заявляла, что научных доказательств недостаточно, чтобы прекратить производство хлорфторуглеродов, но общественность все больше волновала экологическая угроза. Монреальский протокол 1987 года изложил глобальный план постепенного прекращения и запрета вредных веществ, в частности хлорфторуглеродов.

Однако, проблема изменения климата пока является большей угрозой, чем даже глобальное загрязнение свинцом и истощение озонового слоя. Межправительственная группа по вопросам изменения климата призывает страны как можно быстрее свести общемировые выбросы СО2 до нуля. Постепенное запрещение ископаемого топлива - лучший способ реализовать эту цель. Сейчас уже практически нет времени на долгие размышления о правильном уровне налога на углеродные выбросы или лучший способ повысить эффективность систем ограничения выбросов. Пора запретить ископаемое топливо.

Одним из необходимых условий запрета является поиск жизнеспособных заменителей. В случае свинца в бензине, оказалось, что заменителем может быть этанол. По иронии судьбы, уже в 1920-х было хорошо известно, что этанол является эффективным антидетонатором. DuPont начал искать замену для хлорфторуглеродов еще до момента подписания Монреальского протокола. Хотя на практике подобные запреты могут допускать некоторые исключения, заявленная цель полного постепенного отказа является важной, поскольку она стимулирует разработку любых заменителей.

Хорошая новость заключается в том, что заменители ископаемого топлива не только существуют, но и являются конкурентоспособными на энергетическом рынке. Солнечная и ветряная энергетика сегодня является официально фактически самым дешевым источником электроэнергии. Иными словами, человечество уже имеет экономически эффективные технологии для внедрения поэтапного отказа от ископаемого топлива.

Частичные запреты на ископаемое топливо уже действуют и являются очень эффективными. Например, тридцать штатов США ввели так называемые стандарты возобновляемых источников энергии, которые, по сути, являются постепенным отказом от ископаемого топлива в производстве электроэнергии.

Законопроект Сената Калифорнии предусматривает постепенный отказ штата от использования ископаемого топлива до 2045 года. В сентябре 2020 года губернатор Калифорнии Гэвин Ньюсом подписал распоряжение, которое постепенно предусматривает отказ от автомобилей, работающих на бензине, до 2035 года. Генеральный директор General Motors Мэри Барра объявила о том, что компания остановит производство автомобилей на двигателях внутреннего сгорания до 2035 года. Город Санта-Барбара в Калифорнии рассматривает возможность внесения изменений в строительные нормы, требующие, чтобы новые дома были полностью «электрифицированными», тем самым прекращая использование природного газа в домах.

Это важные шаги к предотвращению худших последствий изменения климата, ведь люди уже просто не могут позволить себе сидеть сложа руки, иначе катастрофы не избежать, резюмирует издание.

Читайте также: Из-за изменений климата люди в тропиках могут начать умирать от жары

Вредные выбросы от ископаемого топлива ежегодно убивают миллионы людей. Сжигание ископаемого топлива делает гораздо больше, чем просто перекачивает углерод в атмосферу. Как и все источники загрязнения воздуха, ископаемое топливо при сжигании выделяет смесь газов и твердых частиц. Самый мелкий класс этих частиц, известный как PM 2.5, может оседать в легких людей и попадать в кровь, вызывая и обостряя болезни, а в худших случаях, приводить даже к смерти.