«Теневой флот» РФ, несущий для Запада ряд угроз, является стратегическим вызовом для Европы. И одних западных санкций для борьбы с ним недостаточно. Что еще можно сделать, чтобы противодействовать «теневому флоту» Путина, рассказал обозреватель отдела международной политики ZN.UA Владимир Кравченко в статье «Россия устроила новую войну и получила неожиданный ответ».
Автор отмечает, что сегодня реальную эффективность демонстрируют только американские санкции, из-за которых суда теряют флаги и фактически стоят на приколе. И 16-й пакет санкций Евросоюза должен быть столь же эффективным.
«После обрыва кабелей Эстония намерена обратиться в НАТО с просьбой разместить в Балтийском море «флот сдерживания». Но ЕС и НАТО не должны ограничиваться этой мерой. Следует проявить большую решительность. В идеале Евросоюз должен запретить всем судовладельцам из стран ЕС перевозить российскую нефть из портов РФ. Для такого решения у наших западных партнеров есть все возможности», – пишет Кравченко.
Главное, по словам автора, наличие политической воли и готовность противодействовать лобби греческих судовладельцев. В частности, по оценкам экспертов, 30% российской нефти перевозят из портов РФ танкерами, принадлежащими судовладельцам из Греции. Как подчеркнул Кравченко, важно, чтобы интересы бизнеса не влияли на позицию европейских правительств, партнеры Украины не имитировали деятельность, а Афины не блокировали появление греческих компаний в санкционных списках.
Одним из возможных вариантов действий автор называет блокировку или серьезное усложнение использования имеющихся маршрутов судами «теневого флота». По мнению руководителя мониторинговой группы Института черноморских стратегических исследований Андрея Клименко, в частности, нужно ввести обязательное лоцманское сопровождение для танкеров, проходящих через Датские проливы. В то же время, по его словам, нужно запретить оплату лоцманских услуг судам, находящимся под санкциями.
«Война не закончится, пока у Путина этот балтийский путь», – считает Клименко.
Отдельные эксперты, с которыми ZN.UA обсуждали ситуацию, уверены, что эффективной мерой стал запрет подсанкционным танкерам «теневого флота» проходить через территориальные воды и исключительные экономические зоны Греции, Дании, Норвегии, Японии и других стран. Аргументом в пользу этого запрета, по словам автора, может стать то, что в случае катастрофы, как с затоплением танкеров с нефтью в Черном море, многомиллионные расходы по ликвидации последствий лягут на прибрежные страны, а не на «левых» страховщиков.
«Если какое-то государство откажется от такого запрета, его можно принудить к этому. К примеру, западные партнеры могут провести военно-морские учения, закрыв определенные участки акватории для прохода гражданских судов», – добавил Кравченко.
Одним из необходимых шагов по борьбе с «теневым флотом» автор также называет усиление ответственности государств флага за соблюдение судами, зарегистрированными в этих странах, требований безопасности. Речь идет о преследовании не только за перевалку нефти в открытом море, но и отключение автоматических систем идентификации.
«Еще одним способом борьбы с теневым флотом может стать введение обязательной отчетности европейских компаний о переходе прав собственности на судно. Кроме того, в борьбе с «теневым флотом» может помочь введение обязательного требования для танкеров иметь страховые полисы Р&I клуба как условие допуска к территориальным водам и портам стран – членов Евросоюза», – добавил автор.
Напомним, Совет Евросоюза принял 15-й пакет экономических и индивидуальных санкций против РФ за ведение войны против Украины. Ограничения нацелены на теневой флот Владимира Путина, а также на ослабление военно-промышленного комплекса РФ.
В свою очередь уходящий в отставку администрация президента США Джо Байдена планирует наложить санкции на еще более 100 танкеров, задействованных в перевозке российской нефти.