UA / RU
Поддержать ZN.ua

NYT: США все еще могут избежать войны с Китаем за Тайвань

Эксперт из Стэнфордского университета советует Вашингтону не мешать Китаю поглотить Тайбэй, а лишь проследить, чтобы это произошло мирным путем.

Полвека Америка избегала войны с Китаем за Тайвань в основном благодаря тонкому балансу сдерживания и успокоения. Это равновесие нарушено. Китай наращивает и гибко использует свою военную мощь, враждебная риторика раздается как из Пекина, так и из Вашингтона. Война кажется все более вероятной с каждым днем.

Еще не поздно восстановить баланс, который помогал сохранять мир на протяжении десятилетий, но для этого нужно принять меры, чтобы уменьшить беспокойство Китая. Это будет сложно из-за китайской неуступчивости и перегретой атмосферы, царящей в Вашингтоне. Но это стоит политического риска, если так можно предотвратить начало войны, - пишет в статье для New York Times научный сотрудник Института международных исследований Фримена Спогли при Стэнфордском университете Ориана Скайлер Мастро.

Она объясняет, что сдерживание происходило в форме предполагаемого использования военной силы США для предотвращения нападения Китая на Тайвань. Успокоение обеспечивалось пониманием того, что Соединенные Штаты не будут вмешиваться в решение о возможном политическом статусе Тайваня.

«США и их региональные союзники должны продолжать создавать мощное военное сдерживание. Но американские лидеры и политики также должны помнить о силе успокоения, пытаться понять глубокую чувствительность Китая по отношению к Тайваню и подтвердить четко и недвусмысленно идею о том, что только Китай и Тайвань могут урегулировать свои политические разногласия, и эта позиция остается официальной политикой США», – пишет американский эксперт.

Читайте также: На фоне угрозы вторжения Китая Тайвань создал рабочую группу по изучению нападения ХАМАС на Израиль

Во времена Холодной войны Пекин и Вашингтон подписали ряд коммюнике по Тайваню. В одном из них говорилось, что США "подтверждают свою заинтересованность в мирном решении тайваньского вопроса самими китайцами". Это и другие формулировки были намеренно двусмысленными, но они были приняты всеми сторонами как обязательство не раскачивать лодку. Китай до сих пор считает эту договоренность обязательной для выполнения.

Мастро подчеркивает, что именно Китай начал расшатывать лодку первым. В 2016 году президентом Тайваня стала Цай Инвэнь из Демократической прогрессивной партии, выступающей за независимость. Ее команда сменила более дружественную к Китаю администрацию. С тех пор Си Цзиньпин неоднократно демонстрировал военную мощь КНР, проводя широкомасштабные военные учения и прибегая к другим методам давления, которые, очевидно, преследовали цель сдержать настроения относительно независимости на Тайване.

Американские политические деятели справедливо отреагировали на это риторической поддержкой демократического Тайваня, снабжением ему оружия и усилением американского военного присутствия в регионе. Но, по мнению Мастро, американская реакция также подливает масла в огонь.

«Я больше десяти лет работала над оборонительной стратегией США на разных военных должностях. Недавно я посетила Пекин, где встретилась с китайскими чиновниками и военными, ведущими учеными и экспертами из аналитических центров, связанных с Коммунистической партией. В ходе этих переговоров стало ясно, что Пекин гораздо меньше озабочен усилиями США по усилению своего военного присутствия в регионе, чем их политической риторикой, рассматриваемой в Китае как доказательство того, что Соединенные Штаты отходят от прежней двусмысленности и переходят к поддержке фактической независимости Тайваня», – пишет эксперт, добавляя, что у китайской стороны есть много доказательств, на которые можно указать.

Читайте также: Илон Маск назвал Тайвань частью Китая: Тайбэй отреагировал

В декабре 2016 года Дональд Трамп стал первым президентом США с момента нормализации китайско-американских отношений в 1979 году, непосредственно пообщавшегося с тайваньским лидером. Тогда Цай Инвэнь позвонила поздравить его с победой на выборах. Президент Байден четырежды нарушал политику неопределенности США, заявляя, что его страна поддержит Тайвань в военном плане, если Китай нападет на него. Количество членов Конгресса США, посетивших Тайвань в прошлом году, достигло десятилетнего максимума. В августе 2022 года в то время спикер Палаты представителей Нэнси Пелоси посетила Тайбэй. Это был визит наивысшего уровня в Тайвань с 1990-х годов. Китай рассматривает это как открытую поддержку независимости острова. В 2023 году подобные поездки продолжились. В июне в Тайбэй прибыла самая большая за последние годы делегация Конгресса в составе 9 членов.

Провокационное законодательство тоже усугубляет ситуацию. В прошлом году в Сенате был представлен «Закон о политике по Тайваню», сформулировавший поддержку роли островной страны в международных организациях, а в июле этого года Палата представителей приняла аналогичный закон. В январе республиканцы в нижней палате Конгресса внесли предложение о признании Тайваня независимой страной.

«Такие действия оказывают большое давление на Си Цзиньпина, который не хочет войти в историю как потерявший Тайвань китайский лидер. В Пекине это рассматривают как экзистенциальную угрозу, которая потенциально может подпитывать сепаратистские настроения в неспокойных регионах, таких как Тибет и Синьцзян», – говорится в статье.

В настоящее время давние сомнения в военном потенциале Китая и призрак возмездия со стороны США и их союзников остаются достаточными для того, чтобы сдерживать Си Цзиньпина. Но если он придет к выводу, что Соединенные Штаты раз и навсегда отошли от своей прежней позиции по Тайваню и стремятся помешать объединению, он может почувствовать, что должен действовать военными методами. США, возможно, смогут создать необходимую военную мощь в регионе, чтобы сденржать китайскую войну. Но уровень доминирования, необходимый для того, чтобы помешать Си Цзиньпину начать вторжение, которое он будет считать необходимостью, может оказаться недостижимым.

Читайте также: Тайвань отверг план Китая по экономической "интеграции" с островом

Чтобы успокоить Китай, Байдену придется еще раз заявить, что США не поддерживают независимость Тайваня и не выступают против мирного объединения острова с Китаем, и что, наконец, судьба Тайваня зависит от Тайбэя и Пекина. Это был бы отход от попыток создать международное пространство для Тайваня и наказать Пекин. Белому дому также нужно будет использовать все существующие рычаги влияния, чтобы отговорить членов Конгресса от посещения Тайваня и угрожать наложить вето на провокационные законы.

Конечно, в Тайбэе и Вашингтоне будет негативная реакция на такие шаги, нацеленные успокоить Пекин. Кроме того, вполне возможно, что Си Цзиньпин уже решил захватить Тайвань, какой бы ни была позиция США.

«Но политически нейтральная позиция по Тайваню – это то, чего Соединенные Штаты придерживались в течение десятилетий. Президенты Билл Клинтон, Барак Обама, Джордж Буш-старший и Джордж Буш-младший выступали за мирный диалог между Тайбэем и Пекином для разрешения их разногласий», - подчеркивает автор.

Следует также учитывать долгосрочные последствия: если комбинация сдерживания и успокоения не сработает и Китай нападет на Тайвань, это создаст прецедент, когда китайские лидеры будут убивать и разрушать ради достижения своих целей. Но если у Китая останется путь к тому, чтобы наконец убедить народ Тайваня в том, что мирное объединение в его интересах, то, возможно, с таким Китаем мир сможет жить.

В лучшем случае США и Китай заключат соглашение на высоком уровне, новое коммюнике, в котором Вашингтон подтвердит свой давний политический нейтралитет, а Китай возьмет на себя обязательство снизить военные угрозы. Это позволило бы предотвратить войну и в то же время дало бы Китаю политическое пространство для работы над мирным объединением.

Читайте также: Тайвань заявил, что Китай укрепляет военно-воздушные силы вдоль побережья острова

«Это может означать использование своего влияния для изоляции Тайваня и, в конце концов, убеждение населения острова в том, что ему следует заключить соглашение с Пекином. Но Вашингтон не должен препятствовать объединению двух сторон, а лишь обеспечить, чтобы это не произошло с помощью военной силы или принуждения», – считает Мастро.

Война между США и Китаем за Тайвань может стать самой жестокой со времен Второй мировой войны. Как бы сложно это ни было с политической точки зрения, американские лидеры обязаны пытаться предотвратить конфликт, а это значит говорить мягче, но с большой палкой в руках.